В Казахстане построят новый порт на Каспии для наращивания перевозок со странами Европы в обход России
26 ноября 2025 г.11:43

Пресс-служба Правительства Республики Казахстан
В Казахстане построят новый порт на Каспийском море, он войдет в Транскаспийский маршрут и будет способствовать наращиванию грузового потока по транспортному коридору, обеспечивающему связь между странами Азии и Европы в обход России. Об этом, как отмечает ТАСС, сообщил глава Администрации Мангистауской области Нурдаулет Килыбай на заседании Кабинета министров республики. На данный момент уже найден инвестор для реализации проекта, это будет китайская компания «Чжонъюн Интернешнл». Одновременно в Казахстане идут работы по модернизации действующих портов на Каспии, благодаря чему их общая пропускная способность должна увеличиться до 30 млн. тонн.
«Проект (по строительству нового порта – прим.) будет способствовать формированию нового международного транспортного коридора «Китай-Казахстан-Актау-Баку-Поти-Европа» (или Транскаспийского маршрута – прим.). Его реализация позволит сократить сроки доставки грузов на 7-15 дней, снизить транспортные затраты на 18-25%, а также создать новые рабочие места», — рассказал Нурдаулет Килыбай.
Он уточнил, что стоимость инвестиционного проекта составляет 300 млн. долларов. На данный момент инвестор уже зарегистрировал компанию в регионе и готовит документы для подписания инвестиционного соглашения. Стратегическим партнером в проекте выступает китайская группа компаний «Чжонъюн Интернешнл».
Напомним: Транскаспийский маршрут проходит от границы с Китаем через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и через Турцию или сразу через Черное море из Грузии выходит на страны Европы. После 2022-го года он активно используется для доставки товаров между Китаем и ЕС, поскольку обеспечивает связь между Азией и Европой в обход России.
Если по итогам 2022-го года грузооборот на транспортном коридоре составил 1,5 млн. тонн, то к концу 2024-го года он увеличился сразу в три раза, до 4,5 млн. тонн.
Правда, порты на Каспийском море являются «узким» местом этого логистического пути. Как следствие, сейчас в Казахстане идут активные работы по их модернизации.
Так, в частности, в порту Актау выполняется дноуглубление и строительство новых причалов. Одновременно там совместно с китайской компанией реализуется проект по созданию крупного контейнерного хаба мощностью до 200 тыс. ДФЭ в год.
В свою очередь, в порту Курык идет строительство многофункционального терминала «Саржа».
Ожидается, что все эти мероприятия позволят увеличить общую пропускную способность казахстанских портов на Каспии до 30 млн. тонн грузов в год.
