В Казахстане подготовили проект приказа, который должен изменить систему распределения иностранных разрешений на грузоперевозки
19 марта 2024 г.15:15
Комитет государственных доходов Республики Казахстан
Власти Казахстана решили изменить систему распределения иностранных разрешений на грузовые перевозки. Как сообщили в Министерстве транспорта республики, проект соответствующего приказа уже опубликован на Портале нормативных правовых актов. Предполагается, что вместо квот для отдельных транспортных компаний, все перевозчики будут получать иностранные «дозволы» непосредственно по факту перевозки.
Как пояснили в Министерстве транспорта, действующая на данный момент система распределения «дозволов» создает предпосылки для спекуляций и перепродажи иностранных бланков, а также ограничивает свободную конкуренцию на рынке.
Так, например, сейчас 50% разрешений закрепляются за транспортными компаниями, которые показали наибольшую активность в предыдущие годы, и только оставшиеся «дозволы» переходят в категорию резервных и могут распределяться между всеми перевозчиками на рынке.
Таким образом, определенные компании изначально получают преференции, в то время как другие любыми способами, в том числе и с помощью теневой перепродажи, пытаются достать необходимые бланки.
При этом теневой рынок развивается в том числе и потому, что разрешения перевозчикам выдают сроком на 100 календарных дней в виде пустых бланков.
Как ранее рассказывали в Комитете автомобильного транспорта и транспортного контроля Казахстана, до реформирования выдачи китайских «дозволов» цена на один бланк разрешения на теневом рынке достигала 3 тыс. долларов, в то время как по законной схеме государственная пошлина на выдачу разрешения составляла всего около 8 долларов.
Сейчас китайские разрешения выдают непосредственно при пересечении границы с КНР по факту конкретной перевозки. Такой же механизм в ближайшее время планируют внедрить и на границе с Узбекистаном.
С реформированием всей системы по факту конкретной перевозки будут выдавать и разрешения других государств. Получить необходимый бланк, куда уже будет вписана конкретная компания с конкретной машиной, можно будет через Центры обслуживания населения (ЦОН) перед выходом в рейс.
При этом от выдачи пустых бланков на долгий срок в Казахстане намерены отказаться. Точно так же будут отменены квоты для перевозчиков с учетом их активности, а распределение разрешений будет происходить исключительно через специальную автоматизированную систему с тем, чтобы исключить коррупционный фактор.
В результате, как рассчитывают власти республики, удастся не только упростить выдачу дозволов и устранить их теневую перепродажу, но и минимизировать случаи неиспользованных бланков.
Сейчас большая часть квот, выделяемых Казахстану другими государствами, в итоге остается невостребованной. Так, в частности, в 2023-м году неиспользованными было возвращено 53% бланков.
Полностью изучить подготовленный проект приказа по реформированию системы распределения дозволов можно на республиканском Портале нормативных правовых актов по ссылке.