В ЕАЭС работают над созданием цифровой системы ВЭД

16 июля 2018 г.18:01

Евразийский экономический союз объединят цифровые транспортные коридоры, для организаций-резидентов Союза будет создано «единое окно» регулирования внешнеэкономической деятельности, а грузовые перевозки будут осуществляться под навигационными пломбами. Пилотный проект по использованию навигационных пломб между Россией и Казахстаном должен завершиться до 1-го октября этого года. Такие решения были приняты в рамках заседания Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), состоявшегося 13-го июля.

Цифровые транспортные коридоры ЕАЭС

Считается, что создание таких коридоров будет способствовать формированию общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства ЕАЭС. Существование цифровых транспортных коридоров, кроме того, должно снизить административные барьеры, уменьшить себестоимость транспортных услуг, повысить их доступность и безопасность.

Сейчас взаимодействие бизнеса с государственными контролирующими органами ведется, как правило, в бумажной форме. Цифровые механизмы планирования и управления перевозками зачастую внедряются на уровне отдельных компаний, хаотично.

Отсутствует также эффективный формат взаимодействия с глобальными международными операторами управления логистическими потоками, товаропроизводителями, грузоотправителями и грузополучателями. Результатом чего является сравнительно невысокая коммерческая привлекательность и конкурентоспособность сервисной среды для логистики, недостаточная прозрачность контроля перемещения грузов и товаров по территории ЕАЭС.

Автомобильные транзитные перевозки с использованием навигационных пломб

Одной из мер, которая призвана повысить контроль перемещения грузов и товаров и способствовать созданию цифровых транспортных коридоров, должно стать использование при транзитных автомобильных грузоперевозках навигационных пломб. Такие пломбы устанавливаются на «двери» контейнеров, фургонов, прицепов и пр. и передают в единый центр всю информацию о маршруте транспортного средства. Кроме того, они сразу же сообщают о том, что «двери» пытаются взломать или получить доступ к грузу раньше положенного времени (до прибытия транспортного средства в пункт назначения).

В пилотном проекте по осуществлению международных грузоперевозок под навигационными пломбами будут участвовать Россия и Казахстан. Предполагается, что Армения, Беларусь и Кыргызстан присоединятся к проведению эксперимента по мере готовности.

Эксперимент хотят завершить до 1-го октября 2018-го года. В нем примут участие национальные операторы систем отслеживания международных транзитных перевозок грузов, определенные Правительствами.

До 1-го ноября 2018-го года результаты пилотного проекта будут проанализированы: их рассмотрят на очередном заседании Совета ЕЭК. Отмечается, что осуществление грузоперевозок с использованием навигационных пломб необходимо для налаживания системы прослеживаемости товаров в странах ЕАЭС и создания в интеграционном объединении единой системы транзита.

Отслеживать на этот раз будут перевозки табака и табачных изделий, по маркировке которых на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС сейчас также проводится пилотный проект. Он, кстати, должен быть завершен до 31-го марта 2019-го года.

«Единое окно» для регулирования ВЭД

«Единое окно» в странах ЕАЭС должно охватить весь процесс ведения бизнеса — от регистрации юридического лица, поиска партнеров, совершения сделки до выпуска товаров в торговый оборот и налогового аудита.

Согласно разработанной концепции, для ведения внешнеэкономической деятельности в Союзе предпринимателю необходимо будет сделать семь шагов: зарегистрироваться в системе и сформировать личный кабинет участника ВЭД, найти партнера, заключить контракт онлайн, выполнить финансовые обязательства (оплата товаров и услуг, таможенные платежи и пр.), активизировать данные, провести мониторинг движения товаров, выполнить учет и контроль. Все шаги будут совершаться в одной системе.

Таким образом, «единое окно» станет первым сервисом для бизнеса, в котором предприниматели получат удаленный доступ сразу ко всем органам исполнительной власти, задействованным в системе регулирования ВЭД.

В концепции отмечается, что взаимодействие бизнеса и государственных органов через механизм «единого окна» является лишь одним из сегментов процесса. «Единое окно», над внедрением которого работают сейчас страны Союза, включает в себя в том числе формат B2B.

Уже в скором времени предприниматель сможет зарегистрировать бизнес, получить кредит, найти продавца товара и поставщика, подать декларацию в таможенные, налоговые органы, находясь в любой точке мира. Единственное условие — наличие доступа к Интернету.

Евразийская экономическая комиссия