В 2026 году через Махачкалинский порт начнут доставку товаров из Кыргызстана
8 декабря 2025 г.15:59

Alexander Novikov/commons.wikimedia.org
Махачкалинский морской торговый порт планирует в 2026-м году начать сотрудничество с логистическими и торговыми компаниями из Кыргызстана. Об этом на пресс-конференции в региональном информационном центре «ТАСС Кавказ» сообщил генеральный директор порта Джамал Алиев. Таким образом, в 2026-м году может быть открыт новый маршрут для грузовых перевозок между Россией и Кыргызстаном — через акваторию Каспийского моря. Это может сократить сроки доставки товаров из Кыргызстана в европейские регионы России, а также обеспечить альтернативный вариант поставок товаров из КНР.
«Мы планируем работать плотно с Кыргызстаном, потому что грузы, которые идут сейчас из Китая, проходят таможенную очистку на таможенных терминалах в этой стране, и уже в рамках общего таможенного союза они могут заходить к нам морским или автомобильным транспортом», — рассказал Джамал Алиев.
«Наиболее дешевым является морской транспорт, поэтому есть идеи переключить их (грузы из Кыргызстана – прим.) через порт Туркменбаши в Махачкалинский порт. Таким образом задействуем транскаспийский маршрут коридора «Север-Юг». Я думаю, в следующем году мы эту работу усилим, и она приведет уже к каким-то определенным результатам», — добавил генеральный директор Махачкалинского порта.
Как следствие, в следующем году товары из Кыргызстана смогут завозить в Россию не только через Казахстан, как это в основном происходит сейчас, но также через Узбекистан, Туркменистан и акваторию Каспийского моря.
С одной стороны, это действительно может сократить расстояние перевозки продукции из Кыргызстана в российские регионы, которые находятся в европейской части страны. Однако с другой — сроки доставки товаров, наоборот, могут увеличиться из-за большего пересечения границы с государствами, не входящими в единый Таможенный союз.
При этом сам Махачкалинский порт в принципе намерен расширять сотрудничество со странами Средней, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
«Мы хотим расширить географию нашей работы, так как в связи с введенными санкциями для нас Запад закрыт и мы развернулись на Юг и Восток. Для нас сегодня Иран приобретает большее значение, чем ранее, также Индия, Китай, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан. У ряда предприятий из названных стран есть интерес к порту и они нам интересны с точки зрения расширения номенклатуры переваливаемых грузов, географии и удешевления транспортировки товаров», — отметил Джамал Алиев.
По его словам, главная задача, которая сейчас стоит перед Махачкалинским портом, — снизить транспортные издержки.
«С 2000-го года учрежден международный транспортный коридор «Север-Юг». К сожалению, он не работает в том объеме, который планировался. Основная причина — это высокие затраты при перевозке. Поэтому наша задача — снизить издержки и стоимость провозки», — пояснил генеральный директор порта.
«Мы добились уже успехов в этом направлении: в мае 2024-го года стоимость перевозки 40-футового контейнера из Мумбаи в порт Махачкалы составляла около 6 тыс. долларов, в мае 2025-го года мы ее снизили до 3 тыс. долларов благодаря сотрудничеству с коллегами на всем маршруте», — уточнил Джамал Алиев.
Напомним: соглашение о создании международного транспортного коридора «Север-Юг» действительно было заключено в 2000-м году. На первом этапе к соглашению присоединились Иран, Россия и Индия, а сам логистический маршрут планировали использовать для доставки индийских товаров в Европу, поскольку он значительно сокращает путь по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.
Однако в 2022-м году транспортный коридор «Север-Юг» приобрел важное значение и для находящейся под санкционными ограничениями России, так как он открывает для РФ выход на т.н. «дружественные» страны Ближнего Востока и Африки, а также обеспечивает альтернативный вариант поставок продукции в страны Азии, в том числе в Китай.
