Утвержден новый ГОСТ с правилами эксплуатации дорог и улиц

10 июля 2018 г.17:34

Дорожные и коммунальные службы будут латать ямы, чинить знаки и очищать тротуары по новым правилам: утвержден ГОСТ с требованиями к эксплуатационному состоянию дорог и улиц. Новые правила вступят в силу с 1-го сентября 2018-го года. Эксперты документ поддержали, отметив, что основная тяжесть проверок дорожников ляжет на Госавтоинспекцию.

Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) №1245-ст, новый ГОСТ Р 50597-2017, содержащий «требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», вводится с 1-го сентября этого года. Стандарт разрабатывался Российским дорожным научно-исследовательским институтом (РосдорНИИ) по заказу Росавтодора. Документ придет на смену старому ГОСТу 25-летней давности, который давно потерял актуальность и нуждался в уточнении, поясняют разработчики. По информации издания «Коммерсантъ», подготовлен проект распоряжения правительства, делающий новый стандарт обязательным к применению.

Первый блок нововведений касается дорожных дефектов. По действующему стандарту допустимый (не требующий срочного ремонта) размер выбоины или просадки — 15 см в длину, 5 см в глубину и 60 см в ширину. Все, что больше, должно быть устранено в срок от 5 до 10 суток. В соответствии с новыми правилами повреждение покрытия длиной от 15 см, глубиной от 5 см и площадью от 0,06 кв. метров должно быть устранено в срок от 1 до 12 дней (зависит от категории дороги). Если выбоина или пролом меньше, то время на ремонт составит от 5 до 20 суток. На устранение «волны» на асфальте отводится 5-12 суток, «гребенки» — 10-14 суток, колеи — 5-14 суток.

Дефекты разметки должны быть устранены за месяц, но если повреждена пешеходная «зебра», то ее нужно восстановить в течение 3 суток. Кроны деревьев, загораживающие знаки, должны быть обрезаны в течение 1-3 дней.

Ряд нововведений касается уборки. Дорожные службы обязаны устранять «посторонние предметы» (например, обломки ограждений, куски покрышек, бамперов) с проезжей части, улиц, тротуаров, остановок в течение 3 часов с момента обнаружения, с разделительных полос и обочин — в течение 3 суток. На асфальте не должно быть разлива бензина, масла, мазута, россыпи грунта площадью более 1 кв. метра: они должны быть удалены в срок от 1 до 3 дней.

Меняются правила зимнего содержания автодорог, новые правила разрабатывались с учетом опыта Германии, Финляндии, Норвегии, Австрии, Латвии, США, Канады, рассказали изданию «Коммерсантъ» в Министерстве транспорта и РосдорНИИ.

Введено понятие «момент обнаружения зимней скользкости» — дата и время поступления информации об образовании гололеда с метеостанций «или из других источников». Введены описания рыхлого, талого снега, стекловидного льда, гололеда, уплотненного снега и снежного наката. Описаны требования к состоянию тротуаров, пешеходных дорожек, проходов на мостах: слой рыхлого снега на них толщиной более 5 см должны убрать в течение суток.

В регионах с суровым климатом дорожникам разрешат использовать на дороге уплотненный снежный покров (УСП) толщиной 3-8 см. По сути, речь идет о легализации практики применения «зимников» в Сибири и Якутии. УСП можно будет применять с ограничением скорости до 60 км/ч и только на дорогах с низкой интенсивностью движения (до 1,5 тыс. машин в сутки). Такая норма, по данным «Коммерсанта», введена с учетом опыта ряда российских регионов и стран Европы: это позволит снизить затраты властей на зимнее содержание.

В новом ГОСТе больше конкретики, считает эксперт по безопасности движения юрист Катерина Соловьева: он будет дисциплинировать дорожников. Катерина Соловьева также поддержала ужесточенные требования к рекламным щитам вдоль дорог, которых теперь не должно быть рядом с перекрестками: «На отдельных участках из-за баннеров дороги стали похожи на фрагменты манежа цирка, что ухудшает видимость». Она подчеркнула норму, обязывающую дорожников убирать временные знаки в течение суток после устранения причин их установки. Теоретически теперь можно будет отменить штраф, вынесенный с помощью камер в зоне действие временного знака, который по какой-то причине остался на дороге.

Недостатки содержания дорог могут выявлять сами граждане с помощью рулетки, направляя жалобы в дорожные организации, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, но этим редко кто занимается. Основная работа ляжет на инспекторов ГИБДД, проверяющих состояние дорожной сети после аварий или в рамках ежедневного контроля, считает он. В ГИБДД, по данным «Коммерсанта», в курсе нового ГОСТа и ждут вступления его в силу.

В 2015-м году был принят регламент (приказ МВД №380), где подробно расписаны все инструкции для сотрудников, проверяющих дороги. По итогам проверки инспектор выносит предписание дорожной организации устранить нарушение, а если оно игнорируется, то оформляется дело по ст. 19.5 КоАП: штрафы могут достигать 300 тыс. рублей.

Коммерсантъ