Ускорит ли внедрение мультимодальной транспортной накладной доставку товаров?

10 сентября 2024 г.10:18

Ускорит ли мультимодальная транспортная накладная доставку товаров?

Пресс-служба ОАО «РЖД»

С 1-го сентября следующего года в России можно будет использовать единый транспортный документ при организации мультимодальной перевозки грузов. По крайней мере, соответствующий закон уже подписан, он как раз таки вступит в силу с указанной даты. Правда, представители логистической отрасли сомневаются, что к этому времени удастся технологически подготовить запуск нового механизма. При этом они отмечают, что мультимодальная транспортная накладная позволит, конечно, упростить документооборот, но вряд ли как-то существенно сократит сроки доставки товаров.

По сути, мультимодальная накладная объединит в себе все документы, которые оформляются при перевозке груза для каждого вида транспорта по отдельности и таким образом заменит собой обширный перечень накладных, коносаментов и т.п.

При этом ее использование будет носить добровольный характер. То есть: участники перевозки по-прежнему смогут оформлять доставку товаров различными видами транспорта по действующей схеме или ввести в свою практику мультимодальную транспортную накладную, которая, кстати, тоже будет иметь вариативность — в стандартном бумажном или в электронном виде.

В последнем случае для ее оформления планируют привлечь Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), созданную первоначально для автомобильного транспорта.

Правда, можно предположить, что поскольку в России сейчас тестируется Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП), которая как раз таки и предназначена для организации бесшовного электронного документооборота при мультимодальных перевозках, то впоследствии мультимодальную транспортную накладную перенесут именно на нее.

В целом, ожидается, что такой документ существенно упростит организацию перевозки грузов различными видами транспорта. Однако представители логистической отрасли считают, что далеко не все участники рынка будут на нее переходить, поскольку использование мультимодальной накладной имеет свои ограничения.

Мультимодальная накладная — не для всех?

«Сложности с оформлением таких документов могут возникнуть при осуществлении международных перевозок. Это связано с некоторыми расхождениями между требованиями российского законодательства, нормами международного права и законодательства страны отправления или назначения», — говорит директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.

«Не думаю, что это (внедрение мультимодальной транспортной накладной – прим.) сильно упростит организацию мультимодальных перевозок для экспедиторов. При использовании мультимодальной накладной их работа, а соответственно и заработок, перейдет к перевозчику. Экспедитор же сам заинтересован разработать наиболее оптимальную схему доставки, максимально удовлетворяющую интересы заказчика», — добавляет заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-logistics Юрий Фиошкин.

При этом все опрошенные представители логистического рынка соглашаются, что возможность использования единой накладной упростит организацию документооборота при мультимодальных перевозках.

«Мультимодальная транспортная накладная станет своего рода аналогом сквозного коносамента, но для перевозки груза «от двери до двери», с указанием вида транспорта на всех этапах его перемещения. Это позволит избежать необходимости оформлять отдельный пакет документов на каждом этапе перевозки», — поясняет директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.

«По сути, мультимодальная транспортная накладная — это симбиоз экспедиторской расписки и накладной первого перевозчика. Это, на мой взгляд, будет удобно клиентам: можно иметь дело с прямым перевозчиком, который забирает груз и несет полную ответственность за его дальнейшую доставку», — дополняет Юрий Фиошкин.

Кроме того, внедрение документа в электронном виде упростит для всех участников перевозки финансовые расчеты и ускорит проведение финансовых операций, говорят в ГК Rusta. «То есть ожидание денег логистическими операторами будет меньшим по времени, оно сократится», — подчеркивают в компании.

Плюс, там считают, что в результате будет также упрощено взаимодействие между транспортными компаниями, задействованными на каждом этапе мультимодальных перевозок (ж/д, авто, авиа и др.), и логистическими центрами (складами).

А сроки доставки товаров?

Вместе с тем представители логистического рынка сомневаются в том, что использование мультимодальной транспортной накладной сможет значительно сократить сроки доставки товаров.

«Что касается влияния на сроки доставки грузов при мультимодальных перевозках, то, по замыслу авторов инициативы, внедрение единого транспортного документа должно сократить их. Но как это будет происходить в реальности — вопрос. Не очень понятно, за счет чего они планируют добиться этого ускорения. Да, возможно, будут выиграны какие-то часы или даже целые сутки, но для дальних и долгих мультимодальных маршрутов, перевозки по которым в масштабах страны занимают недели, а иногда и более месяца, — это практически ничто», — поясняют в ГК Rusta.

Есть у участников рынка также вопросы к планируемой дате запуска нового механизма и к тому, как будут производиться расчеты по мультимодальной накладной.

Так, принятым законом предполагается, что клиент будет расплачиваться с одной компанией из всего пула перевозчиков, а уж тот будет проводить расчеты со всеми своими партнерами. При этом в соглашении между компаниями должны быть детально расписаны тарифы для каждого этапа перевозки и принципы их формирования.

«Разбивать стоимость перевозки на тарифы для отдельных этапов, на наш взгляд, не стоит, так как это может привести к путанице в расчетах», — говорит Игорь Чернышев.

В свою очередь, в ГК Rusta сомневаются, что с 1-го сентября 2025-го года действительно удастся запустить механизм оформления мультимодальной накладной в электронном виде. В компании считают, что эта дата «звучит очень оптимистично».

«Насколько мы понимаем, электронный документооборот с использованием единого транспортного документа планируется запустить на базе создаваемой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП, она же — «Гослог»). Эксперимент по ее тестированию стартовал в России 1-го августа и продлится до 1-го июля 2025-го года. По словам кураторов проекта, планируется, в частности, реализовать пилотные проекты по мультимодальным перевозкам», — напоминают в ГК Rusta.

Поэтому там считают, что сразу «нужно будет дождаться итогов этих пилотов и результатов тестирования, посмотреть, как все это работает на практике» — и только после этого можно будет понять, «готова ли система к запуску уже к следующему июлю или даже к сентябрю».

А какие документы сейчас используются в мультимодальных перевозках?

При этом на данный момент в логистической практике уже есть документы, которые в какой-то мере выполняют функцию единой транспортной накладной. Правда, они тоже имеют свои особенности и ограничения в использовании.

«У нас в Rusta на международных направлениях применяются документы FIATA, — говорят в компании. — Но запрос в таких случаях идет от самих клиентов — грузовладельцев».

«Обычно такие запросы идут от компаний, которые прежде работали на стандартах европейской логистики и жестко следуют своим внутрикорпоративным требованиям. Например, от бывших филиалов ушедших западных компаний», — поясняют в пресс-службе.

Однако одновременно там подчеркивают, что «внутри России FIATA сейчас практически не используется», здесь эта система не очень популярна.

Можно еще использовать экспедиторскую расписку, говорят в BMJ-logistics. «Правда, в ней нет подробностей об исполнителях на всех этапах перевозки. Она подтверждает факт принятия груза экспедитором и его обязанность доставить груз по назначению», — отмечает Юрий Фиошкин.

«Некоторые игроки отрасли применяют накладную прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения (форма ГУ-28), — рассказывает Дмитрий Суховерша. — Такой документ оформляется, например, при отправке контейнера по железной дороге со станции в Москве через порт Архангельск по Северному морскому пути (СМП) в порт Дудинка. Накладная оформляется на русском языке и используется только на внутрироссийских маршрутах».

Есть также возможность оформления единого транспортного документа при выполнении международной авиаперевозки, продолжают в компании FM Logistic в России.

«Такая авианакладная [оформляется] на весь маршрут от аэропорта вылета до аэропорта назначения, даже если груз в пути доставляется в промежуточный аэропорт, там перегружается с авиатранспорта на автомобиль и доставляется таким образом в конечную точку», — поясняет Дмитрий Суховерша.

Однако такие случаи, скорее, исключения и не применимы для всех этапов мультимодальной перевозки, подчеркивает он.

«В основном же в составе мультимодальной международной перевозки на каждом этапе, как правило, используется свой документ в зависимости от видов транспорта: коносамент при морской доставке, железнодорожная накладная, авианакладная, транспортная накладная (ТН) при автомобильной перевозке по территории РФ или CMR при международной автоперевозке», — заключают в FM Logistic в России.