Ущерб от кражи грузов в России достигает 100 млн. долларов
9 ноября 2021 г.11:51
Росавтодор
Суммарный ущерб от кражи грузов в России может достигать 100 млн. долларов, следует из совместного отчета, подготовленного организациями IMPACT, TT Клуб и TAPA по итогам 2020-го года. Больше 80% хищений происходят в результате мошеннических действий, самой же частой целью становятся продукты питания.
Для справки: IMPACT — это созданная в России цифровая платформа для сбора и анализа данных об утрате грузов. TT Клуб — британское общество взаимного страхования, которое является одним из мировых лидеров в области страхования международного транспорта и логистики. TAPA — ассоциация по защите перевозимых грузов.
Компании подчеркивают, что подготовленный отчет учитывает далеко не все инциденты, поскольку о кражах грузов в России «сообщается крайне мало», однако уверяют, что собранные ими данные действительно дают представление об основных тенденциях.
Для подготовки отчета они использовали как собственные сведения — из системы IMPACT и информации TT Клуб об убытках, так и из открытых источников, СМИ, судебных разбирательств и т.п.
Что примечательно, собранные компаниями данные показывают, что в течение последних пяти лет число случаев хищения грузов значительно сократилось. То же самое, кстати, говорит и официальная статистика: если в 2016-м году было зарегистрировано 2 452 инцидента, то в 2020-м году — 1 334.
То есть: отмечается снижение сразу на 45%.
Правда, как уточняется в отчете, действительно серьезный сдвиг произошел за один год, когда в 2020-м году, по сравнению с 2019-м годом, количество случаев уменьшилось на 35%.
Вполне вероятно, на это повлияла эпидемиологическая ситуация, предполагают компании.
Как крадут грузы в России?
Вообще, из отчета можно выделить несколько основных тенденций. Первая из них — то, что в России, в отличие, например, от стран Европы, основная доля хищений приходится на мошеннические схемы (83,2% от общего числа инцидентов).
Если в Европе грузы чаще всего крадут на неохраняемых стоянках, то в России их перехватывают на пути от отправителя к получателю.
Самая распространенная схема — завладеть грузом с помощью водителя. Ее предпочитают в 94,5% случаев мошенничества.
При этом водитель может быть как в сделке с преступниками, так и использоваться вслепую. От имени грузополучателя ему говорят, что место выгрузки изменилось, и направляют в совершенно другом направлении.
А в это время, кстати, грузополучатель уверен, что товар едет к нему, и только через несколько дней, когда мошенники перестают выходить на связь, бьет тревогу.
Что примечательно, такая и без того популярная схема в 2020-м году вышла на свой пик: доля инцидентов увеличилась с 78,3% до 94,5%.
В свою очередь, другой распространенный способ мошенничества — подделка документов — в прошлом году стал использоваться в 4 раза реже: доля случаев сократилась с 20,9% до 5,1%.
Как подчеркивают авторы отчета, мошеннические схемы требуют от преступников хорошей подготовки. Прежде всего, естественно, идет отслеживание активностей экспедиционных компаний и просчет, когда к ним наименее рискованно вклиниться (например, когда речь о срочной доставке груза).
Если же, как это часто происходит, мошенники непосредственно выдают себя за перевозчиков, то необходимо еще найти транспорт, водителей и т.п.
Однако, кроме того, преступники отличаются еще и достаточным уровнем знаний в области логистики. Они хорошо понимают, как устроена цепочка поставок, какие документы необходимы в перевозках, какие транспортные средства требуются для определенного груза, какие меры безопасности предпринимаются транспортными компаниями и пр.
Что чаще всего крадут в России?
Наиболее популярной у мошенников целью, как ни парадоксально, являются продукты питания (27,8% от всех случаев), хотя, казалось бы, из-за срока годности их тяжелее сбыть. В том смысле, что сбывать их нужно быстрее, а потому точки сбыта уже должны быть заранее определены.
Правда, авторы отчета этот феномен, наоборот, объясняют как раз таки широким рынком сбыта: продукты питания всегда имеют большой спрос и при этом их тяжелее отследить. Кроме того, к их перевозке, как правило, применяются менее жесткие меры безопасности.
В свою очередь, в 2020-м году, когда из-за коронавирусных ограничений перевозки товаров первой необходимости и прежде всего продовольствия увеличились, выросло и число их краж — с 22,1% до 27,8%.
В 84,7% хищений продуктов питания используется описанная мошенническая схема. И только 6,4% инцидентов связаны с непосредственной кражей груза во время стоянки грузовика.
Самые же похищаемые продукты — это мясо, рыба, овощи и фрукты.
Кстати, что примечательно, алкогольные напитки находятся у мошенников лишь на восьмом месте по спросу (3,6%). И вот их, стоит отметить, крадут довольно часто именно с грузовиков (46%), на долю мошенничества приходится 54% инцидентов.
Вторым по уязвимости грузом, как следует из отчета, является металлопродукция (12,5%), третьим — строительные материалы (9,8%), четвертое и пятое место в списке предпочтений за бытовой техникой (8%) и автозапчастями (7,3%) соответственно.
При этом число хищений металлопродукции в прошлом году снизилось практически вдвое (с 24% до 12,5%) и все 100% зафиксированных случаев, в отличие от предыдущих лет, связаны с описанной мошеннической схемой. Хотя в 2019-м году небольшая доля преступлений все же приходилась на кражи из грузовиков и подделку документов — по 2%.
Из последних тенденций также можно отметить, что выросло число мошеннических схем при хищении строительных материалов (с 69% до 90,6%), бытовой техники и электроники (с 40% до 61,6%) и автозапчастей (с 48% до 79%).
Мошеннические схемы, в принципе, повторимся, самые популярные и набравшие еще большей популярности в «коронавирусном» 2020-м году.
Вместе с тем есть грузы, которые традиционно предпочитают красть «не заморачиваясь» — прямо из грузовиков. Это, как мы уже говорили, алкоголь (46% случаев), а также бытовая техника и электроника (30,8%), одежда и обувь (33%).
Где крадут грузы в России?
Естественно, наибольшее число хищений происходит в Московской области и в принципе в центральных регионах страны, что совсем не удивительно: именно на центральные регионы приходится основное количество складских мощностей (только на Московскую область — 55% от общего числа) и здесь же высока доля заказов и грузоперевозок.
Однако при этом есть и свои особенности. Например, факты кражи алкоголя довольно часто фиксируют на Северном Кавказе, где он, собственно, и производится. А брендовую одежду и обувь нередко похищают по дороге из Санкт-Петербурга в Москву, поскольку один из популярных способов ввоза таких товаров — через морской порт северной столицы.
Если говорить о других видах грузов, то более 60% краж автозапчастей зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Томилино, Клине, Домодедово и Жуковском, а порядка 78% случаев хищения бытовой техники и электроники — на территории крупных логистических центров вблизи населенных пунктов Марушкино, Чехов и Новоселки.
В свою очередь, «исчезновение» косметики или бытовой химии, помимо Московской области, чаще всего фиксируется в Тульской и Ленинградской областях, а строительных материалов — в Нижегородской, Новгородской, Кемеровской, Кировской и Ленинградской областях.
Комментарий
Транспортная компания Girteka Logistics: работает на рынке 25 лет, осуществляет перевозки во все страны Евросоюза, Скандинавии, страны СНГ и Центральной Азии, имеет собственный автопарк из 9 000 тягачей и 9 700 полуприцепов, средний возраст которых составляет 2,5 года.
Выполняет бесперебойные доставки различного рода грузов: продуктов питания, товаров народного потребления, электроники, фармацевтических и химических продуктов, подакцизных и дорогостоящих товаров.
— Можно выделить несколько важных факторов, которые позволяют минимизировать риск кражи грузов.
Прежде всего, заказчик перевозки должен уделить особое внимание выбору транспортной компании: сколько лет она на рынке, застрахована ли ее ответственность, имеет ли свой автопарк, какие меры безопасности предпринимает…
При этом не будет лишним обсудить с перевозчиком маршрут транспортного средства с учетом охраняемых стоянок по пути и соблюдения др. условий, обеспечивающих безопасную перевозку.
Определенным требованиям должны соответствовать и сами грузовые автомобили: оборудование системой спутникового слежения и замками TAPA, обеспечивающими дополнительную безопасность, наличие круглосуточного канала связи водителя с контрольным центром и т.п.
В свою очередь, логистическая компания, чтобы заниматься перевозками, должна регулярно подтверждать высокое качество своих услуг.
Так, для компании, владеющей автопарком, одним из общепризнанных способов является получение и регулярное обновление сертификата TAPA TSR, который свидетельствует о соответствии стандартам безопасности перевозки грузов.
В ходе сертификации, в частности, осуществляется аудит транспортных средств на безопасность, функционирование технологий, обеспечивающих сохранность. Уделяется внимание политике безопасности компании, оценке процедур и предпринимаемых мер.
Что касается таких дополнительных мер, как, например, конвоирование груза, то оно, во-первых, имеет смысл при перевозке дорогостоящих товаров, а во-вторых, предпочтительнее в том случае, если доставка осуществляется на небольшие расстояния и в границах одного государства.
Если же транзит проходит по территории нескольких стран, сопровождение груза может вызвать задержки и дополнительные расходы, поскольку такую услугу необходимо заказывать в каждом государстве отдельно.
Кроме того, качество и безопасность перевозки грузов на территории ЕАЭС может обеспечить транспортная компания со статусом таможенного перевозчика.
С одной стороны, данный статус упрощает оказание транспортных услуг (без уплаты налогов по иностранным товарам, удержания таможенных пошлин и конвоирования грузов), а с другой, его наличие является дополнительным подтверждением стабильности, надежности и, главное, финансовой состоятельности компании.
Зигмас Миколюнас, исполнительный директор российского бизнес-подразделения Girteka Logistics:
— Среди клиентов Girteka Logistics есть как трансконтинентальные компании, производящие продукцию под брендами, известными во всем мире, так и небольшие локальные предприятия. Мы стремимся к тому, чтобы все перевозки, выполняемые транспортом компании, соответствовали наивысшим требованиям качества и безопасности, которые хотят получить наши заказчики. Для достижения этой цели мы регулярно обновляем свой автопарк, средний возраст которого составляет 2,5 года, ежегодно подтверждаем свои международные сертификаты качества и безопасности, совместно с клиентами разрабатываем индивидуальные логистические решения, обучаем водителей в собственной «Академии Водителей» и стараемся быть открытыми.