Ценам на топливо хотят помешать расти

2 августа 2023 г.13:01

Ценам на топливо в России хотят помешать расти

publicdomainpictures.net

Чтобы помешать росту цен на топливо, Правительство РФ увеличивает норму обязательных продаж бензина и дизельного топлива на бирже. Об этом рассказали в пресс-службе Кабинета министров, пообещав чуть позже выложить и сам документ. Нормы продаж увеличатся на 1%, однако когда именно новое положение начнет действовать, пока не очень понятно.

Если на данный момент обязательная минимальная доля продаж бензина на бирже для российских нефтеперерабатывающих предприятий составляет 12% от произведенного объема, а по дизельному топливу — не менее 8,5%, то в скором времени эти нормы вырастут на 1%.

Таким образом, нефтяные компании должны будут продавать на бирже не менее 13% от произведенного объема бензина и не менее 9,5% от произведенного объема дизельного топлива.

Считается, что это позволит сдержать рост цен на топливо в опте, а впоследствии и в рознице, поскольку продажи на бирже дают возможность автозаправочным станциям приобретать топливо по рыночной цене, а не по ценам, установленным непосредственно нефтеперерабатывающими заводами.

Когда именно постановление начнет действовать, пока точно сказать нельзя, поскольку сам документ на момент написания текста еще не был опубликован.

Вместе с тем стоит сказать, что повышение нормы обязательных продаж топлива на бирже является не единственным шагом для сдерживания роста цен. А цены на топливо, хотя сейчас немного замедлились и даже слегка откатились назад, действительно в течение всего года неуклонно идут на повышение.

Так, например, с начала года биржевая стоимость на бензин увеличилась приблизительно на 50%, а оптовые цены на АИ-92 и АИ-95 в последние месяцы уже неоднократно пробивали исторический максимум.

В Правительстве РФ такую ситуацию связывают с участившимся «серым» экспортом топлива: когда топливо покупают непосредственно на внутреннем рынке (а там оно продается по более низкой цене, поскольку на него нефтяным компаниям выплачены компенсации в виде демпфера), а затем направляют на экспорт.

Чтобы исключить такую возможность, в Министерстве энергетики предлагают составить закрытые списки компаний, которым разрешено экспортировать нефтепродукты. Как можно ожидать, в него главным образом войдут производители нефтепродуктов и аффилированные с ними лица.

При этом стоит отметить, что уже принят и подписан закон, который должен значительно сократить выплаты нефтяным компаниям в рамках т.н. «демпфирующего механизма». Если сейчас из федерального бюджета им по бензину компенсируют до 68% разницы между экспортной и внутренней условной ценой, а по дизельному топливу — до 65%, то с 1-го сентября 2023-го года компенсацию снизят до 50%.

Это, в свою очередь, позволит бюджету сэкономить около 30 млрд. рублей, в то время как нефтяные компании эти 30 млрд. рублей недополучат. Таким образом, одним из вариантов повышения доходов для них может стать наращивание экспорта.