Транспортный коридор «Север-Юг» предлагают каким-то образом расширить на Монголию

26 июня 2025 г.11:54

Транспортный коридор «Север-Юг» предлагают расширить на Монголию

pxhere.com

Необходимо проработать дополнительные направления транзита грузов в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг» с тем, чтобы задействовать не только Иран, но и Монголию. Об этом, как отмечает ТАСС, в ходе Евразийского экономического форума в Минске заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Правда, в данном случае не совсем понятно, каким образом транзит через Монголию, которая большей своей частью граничит с Китаем, выйдет на Индию, в то время как транспортный коридор «Север-Юг» прежде всего является именно индийской инициативой.

«Важное направление развития — транспортная, логистическая инфраструктура, возможности транзита через территорию наших стран. Мы традиционно обычно говорим о развитии международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад»», — указал Александр Шохин.

«Но тот же «Север-Юг», это не только, скажем, коридоры с российского Севера-Запада через Азербайджан, или Туркменистан, или Каспийское море на Иран и дальше на Бендер-Аббас или Мумбаи. Мы должны смотреть на эти меридианные направления транспортных потоков и по другим направлениям, где и Монголия могла бы стать транзитной территорией», — подчеркнул он.

По словам главы РСПП, для этого необходимо обеспечить модернизацию пропускных пунктов на границе с Монголией и инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем стоит напомним, что международный транспортный коридор «Север-Юг» изначально является именно инициативой Индии, которая таким образом рассчитывает значительно сократить время доставки своих товаров в Европу по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал.

Транспортный коридор имеет три классические ветки: западную («Россия-Азербайджан-Иран»), восточную («Россия-Казахстан-Туркменистан-Иран») и центральную («Россия – акватория Каспийского моря – Иран»). Через Россию обеспечивается выход на страны Европы (в том числе транзитом через Беларусь), а Иран и Индия соединяются между собой морским сообщением.

Что касается Монголии, то она с одной стороны граничит с Россией, а с другой — с Китаем. Эта страна и так активно используется для транзита товаров (в связи с чем пункты пропуска на границе с ней уже внесены в число приоритетных — первых в очереди на реконструкцию), но только главным образом для транзита товаров из Китая в РФ, а также в целом в рамках транспортного коридора «Восток-Запад».

Транзит же через Монголию в рамках транспортного коридора «Север-Юг» осложняется непростыми отношениями между Индией и Китаем, а также тем, что участок сухопутной границы между этими странами в принципе проходит в основном в горных районах.

Кроме того, стоит напомнить, что Индия и Китай конкурируют между собой в смысле притяжения стран Азии, в том числе в сфере логистики. Как следствие, они продвигают и отдельные инициативы по логистической связи Азии и Европы.