Строящийся в Мурманской области порт «Лавна» готов на 90%
19 февраля 2025 г.09:43

Пресс-служба Правительства Мурманской области
Строящийся в Мурманской области порт «Лавна», который будет иметь выход на два транспортных коридора — «Север-Юг» и Северный морской путь, готов на 90%. Об этом, как отмечает ТАСС, рассказала первый заместитель министра развития Арктики и экономики региона Татьяна Лящук. Она подчеркнула, что проект является якорным для Мурманского транспортного узла (МТУ), объем инвестиций в его реализацию уже превысил 78 млрд. рублей. Порт станет круглогодичным глубоководным морским хабом на берегу Кольского залива.
«Продолжается работа основной части проекта МТУ — строительство комплекса перегрузки угля «Лавна». Сейчас проект находится в высокой степени готовности и завершается строительство терминала», — уточнила Татьяна Лящук на совещании по вопросам развития промышленности и предпринимательства в Мурманской области под руководством заместителя министра промышленности и торговли РФ Романа Чекушова.
При этом в презентации к докладу подчеркивается, что строительная готовность «Лавны» оценивается в 90%.
Вместе с тем изначально предполагалось, что новый порт смогут ввести в эксплуатацию к концу 2024-го года. Однако ряд сложностей, в том числе и санкционные ограничения, замедлили реализацию проекта.
Правда, в конце 2024-го года губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявлял, что власти региона, несмотря на «сложный период» на рынке угля, не видят рисков для завершения проекта порта «Лавна», в том числе и специализированного угольного терминала на его территории. Одновременно он отметил, что многие инвестиционные проекты, реализующиеся на территории Мурманской области, не афишируются из-за опасений возможных санкций со стороны т.н. «недружественных» стран.
Напомним: в декабре 2022-го года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении около 37,7 млрд. рублей на завершение строительства железнодорожного участка длиной в 49,7 км от станции «Выходной» до станции «Лавна». Работы также предусматривают возведение моста через реку Тулому и прокладку железнодорожных подходов к порту «Лавна».
Ожидается, что запуск «Лавны» будет способствовать открытию новых маршрутов экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индию. Кроме того, он внесет важный вклад в решение стратегической задачи по переориентации грузовой базы российских экспортеров из портов стран Балтии на отечественные портовые мощности.
Проект Мурманского транспортного узла включает строительство транспортной и железнодорожной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе железнодорожной ветки «Выходной-Лавна», угольного и нефтяного терминалов и т.п.
Конечной же целью проекта является создание круглогодичного глубоководного морского хаба — центра по переработке грузов, который будет интегрирован в международный транспортный коридор «Север-Юг» и таким образом обеспечит его связь с Северным морским путем.