Строительство железнодорожных подходов к порту «Лавна» в Мурманской области возобновят весной

17 февраля 2023 г.13:10

Строительство ж/д подходов к порту «Лавна» возобновят весной

Пресс-служба Правительства Мурманской области

Строительство железнодорожных подходов к порту «Лавна», который возводится на западном берегу Кольского залива в Мурманской области, возобновится в марте-апреле после пересборки проекта и переработки проектно-сметной документации. Об этом, как отмечает ТАСС, в четверг, 16-го февраля, журналистам сообщил заместитель генерального директора по объектам железнодорожного транспорта ФКУ «Ространсмодернизация» Александр Шатунов. За 2023-й год должны построить 49 км железнодорожного полотна и семь сооружений, в том числе и мост через реку Тулома, с тем, чтобы в декабре уже запустить рабочее движение.

Напомним: строительство порта «Лавна» в Мурманской области и железнодорожных подходов к нему началось в 2018-м году. Однако в 2020-м году контракт на прокладку железнодорожной ветки через реку Тулома был разорван из-за падения цен на уголь, поскольку именно уголь должен был стать одним из основных грузов для нового порта. Тогда часть инвесторов покинула проект.

В 2021-м году Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) начала пересборку проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) и порта «Лавна» как его якорного объекта, сформировала финансовую модель и сыграла свою роль в заключении концессионного соглашения. В результате, «Лавна» стала первой в России портовой концессией.

В феврале этого года президент России Владимир Путин на встрече с главой ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым поставил задачузапустить рабочее движение по железнодорожной ветке в порт «Лавна» к концу текущего года. Полноценный запуск порта должен состояться в 2024-м году.

«За год нужно достроить все искусственные сооружения по проекту. Это ни много ни мало 49 км [железной дороги], семь сооружений, основным является самый крупный мост через реку Тулома, а также шесть искусственных сооружений по коридору, — рассказал Александр Шатунов. — Сейчас начинается подготовительный этап, и в марте-апреле строители-мостовики начнут расконсервацию объектов и приступят к строительству».

В свою очередь, Олег Белозеров подчеркнул, что стоимость строительства железнодорожной инфраструктуры к порту «Лавна» составляет 36 млрд. рублей. «На сегодняшний момент объем выполненных работ — 55%. Получается, что за ближайшие два года нам нужно сделать столько же, сколько было сделано в предыдущих годах, при этом рабочее движение будет запущено уже в декабре 2023-го года», — отметил он по итогам совещания, посвященного реализации проекта Мурманского транспортного узла.

При этом, правда, глава ГТЛК Евгений Дитрих уточнил, что на данный момент строительная готовность порта уже перешла за экватор и составляет 57%.

«Этот порт — начало большого вклада в дополнительную экономику Мурманской области, всей страны. Это начало Северного морского пути, возможность вывозить грузы в западном и восточном направлениях. Сейчас те инвестиции, которые ГТЛК уже вложила в этот объект, начинают активно работать. Все идет по графику, строительство основных объектов, которые дадут возможность рабочее движение порта организовать, мы выполним и в 2024-м году начнем пробные отгрузки. 18 млн. тонн грузов в перспективе — это тот объем, который будет вывозиться», — указал руководитель ГТЛК.

«Порт «Лавна» сейчас в активной стадии строительства благодаря поддержке наших коллег — президента и Правительства РФ. Необходимые средства выделены. Проект железной дороги на западный берег Кольского залива плюс энергетика и вода превращает его в большой логистический хаб. С учетом этой инфраструктуры мы видим перспективы развития грузоперевозок. У нас по итогам 2022-го года грузооборот порта вырос на 3%, несмотря на санкции. Реализация проекта Мурманского транспортного узла существенно увеличит объем перевозок. И глубоководный незамерзающий порт, который является стартом Севморпути, позволит перевозить грузы и развивать экономику региона и страны», — заключил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

В целом, проект Мурманского транспортного узла предусматривает создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе угольного и нефтяного терминалов, и железнодорожной инфраструктуры, включая строительство железнодорожной ветки «Выходной-Лавна». Конечная цель проекта — создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба, который станет центром по переработке грузов в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг».

Ожидается, что запуск «Лавны» будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе в Индию, а также внесет важный вклад в решение стратегической задачи по переориентации грузовой базы российских экспортеров из портов стран Балтии на отечественные портовые мощности.