С какими неприятностями можно столкнуться, импортируя товары из Китая?
21 ноября 2023 г.18:16
pxhere.com
На данный момент Китай является не просто основным, а ключевым торговым партнером России. Львиная доля товаров, причем абсолютно разной номенклатуры, поступает в РФ именно оттуда. Так, в частности, по последним данным Главного таможенного управления КНР, за десять месяцев текущего года импорт товаров из Китая в Россию увеличился сразу на 52,2%, а общая сумма товарооборота к концу года должна достичь планки в 200 млрд. долларов, «пробить» которую изначально планировали только в 2024-м году.
Вместе с тем поставки товаров из КНР сопряжены с рядом нюансов, а при недосмотре могут даже грозить отечественным компаниям серьезными таможенными нарушениями. Как избежать подобных неприятностей, на совместном вебинаре рассказали Asia Import Group и «Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей» (РАСПП).
Привлекательность импорта из Китая
Естественно, во многом рост поставок из КНР объясняется действующими санкционными ограничениями, в связи с которыми Россия не может полноценно торговать с ЕС, США, Канадой, Японией и другими т.н. «недружественными» странами, подчеркивают в компании Asia Import Group.
Однако, отмечают там, не стоит сбрасывать со счетов и иные факторы. «Китайская продукция набирает свою популярность. Спрос на нее растет из-за большого ассортимента, довольно высокого качества и сравнительно низкой стоимости», — говорят в компании.
Правда, при этом все равно при ввозе товаров из Китая можно столкнуться с контрафактом, да и китайские экспортеры нередко допускают серьезные ошибки при оформлении поставок. Кроме того, необходимо еще в принципе выйти на рынок КНР и правильно вести бизнес с китайскими партнерами.
Как вести бизнес с китайскими партнерами?
По словам секретаря Генерального совета РАСПП Максима Спасского, основная стратегия заключается в понимании того, что в Китае принято работать с хорошими знакомыми, поэтому необходимо налаживать тесные контакты с китайскими партнерами и работать с проверенными данными.
Кроме того, лучше использовать при общении китайский язык, для чего понадобятся услуги переводчиков, и собственно китайские приложения, такие, например, как WeChat.
Еще одним важным пунктом является в принципе правильная точка выхода на рынок КНР. Начинать следует с небольших провинций, а уже затем искать контрагентов в больших городах, советует Максим Спасский.
С какими неприятностями можно столкнуться?
Например, можно наткнуться на обман при параллельном импорте товаров через КНР, говорит руководитель отдела по таможенному оформлению компании Asia Import Group Василий Богомазов. Китайский поставщик может заявить об оригинальности реализуемой продукции, а при этом продать подделку, в то время как ввоз контрафакта в Россию запрещен.
Кроме того, при параллельном импорте случается и такое, что контрагент из КНР, реализующий действительно оригинальный товар, не имеет возможности оформить на него экспортную декларацию. Тогда китайские партнеры, как правило, стараются обойти проблему, убирая наименование бренда, из-за чего у российских импортеров возникают проблемы, когда они пытаются доказать таможенную стоимость продукции.
Еще одной частой ошибкой со стороны китайских поставщиков является неправильно указанный вес груза в сопроводительных документах. Вместо точных прописываются приблизительные значения, что российской таможней может расцениваться как административное правонарушение (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ).
Китайские товары также часто бывают не промаркированы, отмечает Василий Богомазов.
В целом, российские импортеры, если они пренебрегают процедурой инспекции поставщиков в КНР, сталкиваются с ввозом некачественных, бракованных товаров или с тем, что к основному грузу добавляются подарки, не заявленные в документах, подытоживает представитель компании Asia Import Group.
Как минимизировать риски?
Для этого следует соблюдать несколько основных правил, указывает Василий Богомазов.
• Всегда запрашивать у нового поставщика учредительные документы.
• Проверять юридическую чистоту поставщика.
• Проверять репутацию китайского контрагента.
• Уточнять, отправлял ли ранее китайский поставщик товары в Россию. Если так, то, возможно, он знает, как правильно маркировать продукцию для российского рынка и как правильно подготовить документы для российских компаний.
• Обращаться в компанию, которая занимается инспекцией китайских предприятий.
• Запрашивать образцы продукции.
• Крайне внимательно относиться к составлению международного контракта.
• При первой отгрузке от нового поставщика обязательно взвешивать и сфотографировать товары и их маркировку.