Росстандарт создает базу данных обо всем бензине в стране

27 марта 2019 г.14:19

Росстандарт создает базу данных обо всем бензине в стране

rex711.livejournal.com

Росстандарт начал подготовку технического задания для системы по прослеживаемости топлива и запустил пилотный этап работы ее прототипа. Планируется, что подключение к системе участников всей цепочки — нефтеперерабатывающих заводов (их 33), мини-НПЗ (около 200), нефтебаз (2 тыс.), автозаправок (25 тыс.), транспортного звена — станет обязательным через два-три года, рассказал заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов «Российской газете».

В январе, напомним, глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров объявил о создании новой информационной системы по прослеживаемости топлива. Ближайшая аналогия для нее — Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) для рынка алкоголя, объясняет Алексей Кулешов.

«Топливная» система будет интегрирована с базами других государственных органов. Обмен данными с Федеральной налоговой службой позволит отслеживать движение топлива до бензобака, с Федеральной таможенной службой — пресечь «экспортную» схему появления контрафакта, когда на заправках оказывается якобы предназначенное для экспорта топливо (его производство допускается по пониженным требованиям). Взаимодействие с Росаккредитацией, в свою очередь, обеспечит контроль прохождения испытаний топлива на соответствие техническому регламенту, которые Росстандарт сейчас требует проводить не только при отгрузке с НПЗ, но и с нефтебаз.

По словам Алексея Кулешова, предполагается, что присоединение к новой системе участников рынка потребует от них минимальных затрат: у многих из них уже есть корпоративные системы учета количественных и качественных показателей топлива, их интеграция с единой базой данных будет максимально упрощена.

Общероссийская информационная система будет автоматически отслеживать все этапы движения топлива и позволит понять, какую итоговую смесь заправляет автовладелец на АЗС. Объем и качество топлива будут фиксироваться при его отправке с НПЗ на нефтебазу, с нефтебазы — на АЗС, а также при каждой заправке на станции. То есть: сколько топлива прибыло на АЗС с нефтеперерабатывающего завода через нефтебазу, столько и должно быть разлито по бакам. Такой механизм блокирует возможность на одном из этапов подмешать к качественному топливу продукцию сомнительного происхождения и под нормальными документами поставить на АЗС опасную смесь.

Пилотный этап по прослеживаемости топлива, на котором будут апробированы технические решения, запущен на инфраструктуре нефтебазы «Ручьи» в Ленинградской области, принадлежащей Петербургской топливной компании. Соглашение с ней Росстандарт подписал 22-го марта, в апреле-мае ожидается подключение новых участников, выразивших свою заинтересованность. Все они будут задействованы в подготовке технического задания системы, в качестве технологического эксперта Росстандарт привлек «дочку» «Ростеха» — «Электронный паспорт».

На региональном уровне пилотный проект ведет техническая рабочая группа при руководителе Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта Андрее Челышеве, промежуточные итоги будут подведены в июне-июле.

С 2020-го года проект планируют масштабировать на всю страну, но все еще как эксперимент с добровольным участием. С конца 2021-го года или начала 2022-го предполагается уже полноценная работа системы с введением административной ответственности за отказ к ней присоединиться.

Министерство промышленности и торговли ведет борьбу с фальшивым бензином и дизелем

Масштабная кампания по зачистке рынка от контрафакта, начатая в 2015-м году с первой волны внеплановых проверок АЗС (за 2015-2018 годы проверено свыше 6,5 тыс. организаций нефтепродуктообеспечения), а также введение в 2018-м году штрафов с оборота привели к сокращению доли фальсификата более чем в два раза (с 20% до 9%), открыв добросовестным участникам рынок на 300 млрд. рублей в год. Остающиеся в «серой» зоне около 10 млн. тонн дизельного топлива и бензина — «цель» новой системы учета.

Часть «серого» рынка перейдет в «черную» зону, признает Алексей Кулешов, она не исчезнет, пока недобросовестные транспортные организации будут предъявлять спрос на «левое» топливо, но, по крайней мере, с этим не должен сталкиваться рядовой потребитель.

Проблема контрафакта на топливном рынке связана прежде всего с работой нефтебаз и мини-НПЗ: им предстоит провести модернизацию и перейти на светлую сторону рынка либо уйти с него, считает Алексей Кулешов.

Санкт-Петербург не первый раз стал площадкой для внедрения новых методов наведения порядка на топливном рынке. В апреле 2018-го года там прошли обкатку методические рекомендации по общественному контролю качества топлива, они позволили свести к минимуму «потребительский терроризм» и повысить прозрачность и эффективность работы общественных и мониторинговых организаций. Теперь с применением доработанной «методички» будет оцениваться эффект проекта прослеживаемости на ситуацию с качеством топлива в регионе, сказал Алексей Кулешов.