Россию отключили от международной логистики: как найти альтернативные пути доставки грузов и выйти из кризиса с минимальными потерями

13 сентября 2022 г.16:56

Россию отключили от международной логистики

commons.wikimedia.org

Как найти альтернативные пути доставки грузов, выйти из кризиса с минимальными потерями и не допустить дефицита товаров на рынке? На прошлой неделе в рамках форума «Отключение России от международной логистики. Стратегии ВЭД по выстраиванию новых мостов в условиях железного занавеса», организованного компанией Novelco, эксперты обсудили сложившееся положение в логистической отрасли России.

Экономический кризис 2021-2022 годов сильно ударил по мировой и особенно по российской логистике. Проблемы, обострившиеся в период пандемии COVID-19, уже кажутся не столь существенными на фоне жестких экономических санкций со стороны Запада. Сокращение внешнеторговых операций с европейскими странами привело к полному переформатированию связей, поиску новых торгово-экономических партнеров и перестроению логистических цепочек.

В ходе форума генеральный директор 3PL-оператора Novelco Григорий Григорьев выделил меры, которые необходимо предпринимать в текущей ситуации.

«Поставки через третьи страны или реэкспорт — это мощный инструмент для компенсации санкционных ограничений. Однако использовать его нужно обдуманно, учитывая много факторов: логистические возможности третьей страны, особенности таможенного оформления и др.», — отметил он.

В частности, в марте этого года компания Novelco открыла подразделение в Турции, учитывая такие преимущества этой страны, как развитость логистической инфраструктуры, возможность доставки любым видом транспорта и регулярность перевозок. Груз из Турции после оформления процедуры реэкспорта может следовать в Россию воздушным, морским, автомобильным и железнодорожным транспортом.

Кроме того, важно проводить работу по диверсификации банков, хеджированию валютных рисков, пользоваться такими финансовыми инструментами, как форвард, опцион, валютный депозит, регистрация предварительной декларации на товары с фиксацией курса валюты и валютной оговоркой в контракте, указал Григорий Григорьев.

Вместе с тем он подчеркнул, что универсальное решение в логистике сейчас предложить невозможно, но есть комплекс мероприятий, который позволит сократить сроки доставки и расходы.

Так, еще во время пандемии возник тренд раннего планирования закупок: графики смещались на 3-4 недели, чтобы таким образом компенсировать возможные просадки в доставке. Благодаря раннему бронированию транспорта можно получить более комфортные условия и сократить сроки ожидания с момента забора груза до его отправления.

Еще один важный момент, особенно на фоне ухода крупных перевозчиков, обрыва привычных цепочек и необходимости поиска альтернативных вариантов, — тщательный отбор сервиса.

«В текущей ситуации появляются странные маршруты и точки трансшипмента со слабо развитой инфраструктурой, однако клиенты, ориентируясь на стоимость, особо не обращают внимания на нюансы и в итоге получают непредсказуемый сервис с большим количеством неизвестных», — отметил Григорий Григорьев.

«Например, один из самых загадочных маршрутов авиадоставки — через Макао с несколькими стыковками. Мы от себя не рекомендуем отправлять грузы через этот аэропорт, несмотря на привлекательные тарифы, поскольку это колоссальные сроки ожидания, отмены брони, несоблюдения расписания прилетов и что самое худшее — услуги неизвестных авиакомпаний с мизерным авиапарком», — пояснила директор производственного департамента Novelco Виктория Власова.

Даже на традиционных маршрутах нужно рассматривать все возможные альтернативы, дополнительные станции отправления и назначения, а также консолидировать грузы и осуществлять более частые отправки, было подчеркнуто в рамках форума.

Если раньше основным критерием оценки цепи поставок была экономическая эффективность (один поставщик, один перевозчик), то уже в пандемию стало понятно, что это рискованная стратегия, продолжил генеральный директор компании Novelco.

Он уточнил, что нужно диверсифицировать и ранжировать поставщиков, расширять их географию, снижать зависимость от одного ключевого поставщика. Очень важно также освоить предварительное планирование и не увлекаться консолидированием больших партий, чтобы не подвергать риску складские запасы, а по основным позициям создавать буферные складские остатки на 3-4 месяца вперед.

Авиатранспорт

Как рассказала Виктория Власова, сфера грузовых авиаперевозок больше всего пострадала из-за закрытия для российский компаний воздушного пространства над Европой и США и отказа принимать самолеты РФ. В результате, произошло кардинальное изменение маршрутов доставки грузов в Россию. Так, сейчас отсутствуют прямые рейсы в Москву из Гонконга, Японии, Тайваня, Индии, Южной Кореи, США и ЕС — возможны только стыковочные рейсы через Ташкент, Стамбул, Бангкок, ОАЭ и др.

При этом, однако, в компании отмечают стабилизацию вылетов из материкового Китая. «Мы ожидаем, что будут увеличены провозные мощности по направлению «Китай-Москва», поскольку большая часть клиентов перешла на работу с китайскими поставщиками», — пояснила директор производственного департамента Novelco.

Автотранспорт

Что касается международных перевозок грузов автомобильным транспортом, то сейчас в связи с действующими со стороны ЕС ограничениями (фактический запрет для российских перевозчиков въезжать на территорию Евросоюза) грузы в Европе забирают машины с польскими, турецкими, казахстанскими, литовскими номерами и, как правило, довозят их до консолидированных складов.

По данным АСМАП, из-за отсутствия конкуренции на рынке со стороны российских и белорусских компаний иностранные перевозчики заняли «европейскую» нишу и на этом фоне повысили тарифы в 4-5 раз.

Морской транспорт

Сейчас основными воротами для морской доставки грузов в Россию стали порты Дальнего Востока, отметила специалист по операционной работе Novelco Анна Ростовцева. Импорт контейнеров через крупнейший терминал морского порта Владивостока за последние три месяца вырос в 1,5 раза.

После ухода глобальных морских линий лидирующее положение заняли перевозчики Fesco и Sinokor. Кроме того, растет также число небольших частных компаний, которые курсируют между портами Китая и Владивостоком, — сейчас их насчитывается около 20.

При этом на фоне увеличения количества локальных азиатских перевозчиков ставки за морской фрахт снизились. Так, например, стоимость перевозки 20-футового контейнера из Шанхая во Владивосток составляет в среднем 4 тыс. долларов, 40-футового — 6 тыс. долларов, в то время как в прошлом году цена начиналась от 5,5 тыс. долларов и от 8 тыс. долларов соответственно.

В экспортном направлении 20-футовый контейнер из Владивостока в Шанхай можно отправить за сумму от 1 тыс. долларов, 40-футовый — от 1,5 тыс. долларов.

Однако ситуация в этом сегменте логистики может измениться: из-за большой востребованности контейнеров существует риск их дефицита, а следовательно, и увеличения цены за перевозку.

Железнодорожный транспорт

Наиболее быстрый и сопоставимый по цене вариант перевозки грузов из Китая — железнодорожные перевозки. Так, например, средняя стоимость доставки на крупнейшие московские станции «Белый раст», «Ворсино», «Электроугли» составляет около 9,5 тыс. долларов. Транзит занимает 20-30 дней. В этом году появилось больше предложений по маршрутам и прямым поездам на Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Ростов-на-Дону.

Вместе с тем по словам исполнительного директора Freight Village RU Дмитрия Ермолова, который рассказал о развитии одной из крупнейших станций московского железнодорожного узла «Ворсино», импортный поток грузов по железной дороге сейчас фактически идет только из Китая.

«По завершении в этом году капитальной программы развития компании мы будем готовы принимать до 350 тыс. ДФЭ в год. Сейчас мы делаем более 200 тыс. По итогам последних месяцев обрабатываем в среднем 170 контейнерных поездов ежемесячно», — отметил он.

На данный момент в терминале действуют шесть путей, на финальном этапе строительства находятся еще три. «В 2023-м году мы будем единственным частным терминалом, который имеет два парка приема и два примыкания к структуре РЖД», — добавил Дмитрий Ермолов.

По его оценкам, доля сборных грузов в «Ворсино» будет увеличиваться и достигнет минимум 30%. Поэтому для терминалов важно оставаться на плаву — иметь крытые склады, подчеркнул исполнительный директор Freight Village RU.

«Изначально в наш план входило строительство 2,5 тыс. кв. метров складов. Летом открыли еще один склад площадью 1,5 тыс. кв. метров. Это несколько улучшило ситуацию. У нас в планах — в течение нескольких лет построить склад площадью 50 тыс. кв. метров, который будет работать на сборные грузы», — указал Дмитрий Ермолов.

...

В целом, участники форума резюмировали, что в ближайшее время российскую логистику ждут дальнейшее расширение географии поставщиков, маршрутов, вариантов мультимодальных перевозок, переход на взаиморасчеты в локальных валютах и еще более интенсивная цифровизация отрасли.

Для справки

Novelco — российский 3PL оператор с офисами в Москве и Стамбуле. Компания работает на логистическом рынке с 2010-го года, оказывает весь комплекс транспортно-логистических, таможенных и складских услуг, в том числе для негабаритных и проектных грузов.

Novelco является членом IATA и представителем ведущих мировых авиаперевозчиков. В географию деятельности компании входят основные торговые регионы мира, такие как Юго-Восточная и Средняя Азия, США, Европа и СНГ.