Регулярное сообщение отменяется? Паром из Трабзона так и не смог пришвартоваться в Сочи и вернулся обратно

11 ноября 2025 г.15:10

Паром из Трабзона так и не смог пришвартоваться в Сочи

Ганощенко Роман/commons.wikimedia.org

Паром из Трабзона, который в течение нескольких дней так и не смог пришвартоваться в порту Сочи, все-таки вернулся назад, сообщает ТАСС. Таким образом, получается, запуск регулярного паромного сообщения между российским и турецким городами отменяется. По последней информации, судно так и не смогло получить разрешение от ФСБ России на вход в акваторию Сочи, хотя сам запуск паромной линии был официально подтвержден, на что имелось разрешение, выданное в Росморречфлоте. Правда, власти Краснодарского края изначально выступали против возобновления паромного сообщения с Трабзоном, отмечая, что он является преждевременным и что у принимающей стороны даже не спросили согласия, хотя федеральным ведомствам докладывали, что порт Сочи не может на данный момент обеспечить тщательный контроль подобного судна. При этом на борту парома, которому так и не дали причалить, в основном находились граждане РФ.

Напомним: тестовый рейс парома Sea Bridge из Трабзона состоялся в середине октября этого года. Причем тогда судно все-таки смогло зайти в порт Сочи.

Правда, местные власти отреагировали на этот рейс отрицательно. По словам главы Краснодарского края Вениамина Кондратьева, рейс был выполнен без согласия принимающей стороны, в то время как принимающая сторона регулярно докладывала, что запуск паромного сообщения «Трабзон-Сочи» является преждевременным, поскольку в российском порту нет необходимого оборудования для тщательной проверки судна, да и в принципе приоритетной задачей города является обеспечение безопасности тех, кто приезжает на отдых.

Несмотря на это, оператор паромной линии «Трабзон-Сочи» все-таки получил соответствующее разрешение в Росморречфлоте и в начале ноября было объявлено, что в свой первый после перерыва рейс паром выйдет 5-го ноября и что продажа билетов на судно уже началась.

Однако когда судно утром 6-го ноября достигло акватории Сочи, его так и не пустили в порт. В итоге, судно в течение нескольких дней простояло на рейде и было вынуждено вернуться назад. В порту Трабзона паром пришвартовался 9-го ноября.

При этом генеральный директор компании «СВС шиппинг» Сергей Туркменян (компания обслуживает данный маршрут) рассказывал, что к полудню 7-го ноября судно все-таки смогло войти во внутренние воды РФ и к 17.00 того же дня его осмотр был завершен. Ожидалось, что вскоре пассажиры смогут сойти, однако в результате они вернулись в Трабзон.

Причем на борту парома из 20 пассажиров 18 имели гражданство РФ (еще два — граждане Турции), а автомобильный транспорт на первые рейсы вообще было решено не брать.

Впрочем, позже информация оказалась более противоречивой. Так, по словам Сергея Туркменяна, в день прибытия паром не пускали в порт из-за проведения в его акватории учений флота. Однако затем выяснилось, что у парома не было разрешения от ФСБ России на швартовку иностранных судов.

По крайней мере, так возврат судна в Трабзон объяснили в Администрации Краснодарского края.

«Судно вернулось к берегу Турции, не получив разрешение на швартовку в морском порту российского курорта в виде соответствующего разрешения ФСБ России для иностранных судов с целью захода в российские порты на основании указа № 502», — отметили там, уточнив, что в соответствии с указом, принятым в июле 2025-го года, заход в морские порты РФ судов, следующих из иностранных портов, осуществляется с разрешения капитана морского порта и Федеральной службы безопасности РФ.

В Администрации также еще раз напомнили, почему, по их мнению, запуск регулярного паромного сообщения «Трабзон-Сочи» является преждевременным.

В частности, на морском таможенном пункте пропуска в Сочи наблюдается недостаток мобильного инспекционно-досмотрового комплекса. Как следствие, открытие паромного сообщения может существенно повысить уязвимость системы пограничного контроля и создать дополнительные риски, связанные с несанкционированным провозом опасных, запрещенных и потенциально вредоносных материалов.

Кроме того, маршрут следования, ведущий к порту Сочи, проходит через густонаселенные районы города, что может привести к пробкам, а на самих подъездных дорогах к порту установлено ограничение на движение для транспортных средств массой более 3,5 тонн.

Хотя тут опять стоит повторить, что на борту судна были только пассажиры, а прием грузовых автомобилей на ближайшие рейсы в принципе не был запланирован.

Одновременно в Администрации Краснодарского края подчеркнули, что на данный момент приоритетной задачей властей курортного города является обеспечение безопасности тех, кто приезжает на отдых.

Что касается пассажиров парома, то граждане России будут возвращаться домой на самолетах. Эти расходы им должен компенсировать оператор паромной линии. От него они также могут рассчитывать на денежную компенсацию.

Добавим также, что паромное сообщение между Трабзоном и Сочи осуществлялось до 2011-го года. Тогда на линии могло курсировать до пяти паромов.