Рабочее время не равняется рабочему дню: несколько рекомендаций по составлению графиков работы водителей

21 сентября 2020 г.10:00

Несколько рекомендаций по составлению графиков работы водителей

Пресс-служба ГИБДД РФ

Как водится, приказы и прочие официальные документы пишутся так, что их нужно прочитать десятки раз, чтобы хоть что-то из текста действительно понять. И можно было бы, конечно, не вникать в их замысловатый смысл, если бы не одно очень существенное «но»: прописанным в них нормам необходимо строго следовать, а их непрочтение и непонимание от штрафов вообще ни разу не освобождают.

Один из таких «замечательных» документов — Приказ Министерства транспорта по режиму труда и отдыха водителей (он же — №15 от 20.08.2004). Попробуем разобрать некоторые его положения и то, что они означают на практике при составлении графиков работы для водителей.

Что важно: нормы приказа касаются только водителей, работающих по трудовому договору, и индивидуальных предпринимателей.

Смена не равняется рабочему времени

В приказе часто используются такие термины, как «рабочий день (смена)» и «рабочее время». Однако стоит обратить внимание: это — разные понятия, поскольку не все, что водитель выполняет в течение рабочего дня, полностью засчитывается ему в рабочее время.

Так, в рабочее время, помимо времени управления автомобилем (а оно учитывается целиком), входят:

предрейсовый медицинский осмотр: засчитывается как есть, иными словами — 15 минут осмотра = 15 минут рабочего времени;

нахождение в составе экипажа вторым водителей: 2 часа такой деятельности равны минимум 1 часу работы (кстати, в новом приказе, который, предположительно, вступит в силу с 1-го января 2021-го года, это время в рабочее засчитываться вообще не будет);

охрана груза и/или автомобиля: в рабочее идет не менее 30% от затраченного времени; например, от 2 часов это будет 36 минут (в новом приказе охрану груза из рабочего времени тоже исключат);

ремонт в пути, заправка, мойка автомобиля, погрузка/разгрузка, получение документов и пр.: рассчитывается один к одному, то есть 1 час такой работы приравнивается к 1 часу за рулем.

В рабочее время также включаются специальные 15-минутные перерывы для отдыха от управления автомобилем, а вот перерывы для отдыха и питания (от 30 минут до 2 часов) в него не входят.

Что важно: в приказе сказано, что «водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания», но это совершенно не означает, что водитель что-то нарушит, если этот перерыв не сделает.

Из продолжительности «рабочего времени» и продолжительности «рабочего дня (смены)» могут еще исключаться следующие периоды:

— для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных рейсах «рабочий день (смену)» можно разделить на 2 части. Перерыв между этими частями, который может составлять до 3 часов, НЕ включается ни в смену, ни в рабочее время;

— на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых можно разбить таким образом, что часть этого отдыха будет находиться внутри смены и разделит ее на две части. Соответственно, этот перерыв тоже не включается ни в «рабочий день (смену)», ни в «рабочее время».

Рассмотрим пример для водителя, работающего по суммированному учету рабочего времени на регулярном автобусном пригородном маршруте.

Смена началась в 9:00 и закончилась в 23:00. При этом водитель сделал перерыв с 12 до 14 часов, разбив смену на 2 части, а с 14 до 15 часов у него был перерыв для отдыха и питания. В итоге, продолжительность его смены составит 12 часов (допускается в соответствии с п. 11 приказа), а не 14 часов, поскольку 2-часовой перерыв, разделяющий смену, не входит в продолжительность «рабочего дня (смены)».

В свою очередь, рабочее время окажется еще меньше — 11 часов: 12 часов смены минус 1 час на обед.

Управление автомобилем в течение дня

Еще одним положением, которое можно трактовать неоднозначно, является п. 19 приказа:

«Не позже чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа».

Итак, во-первых, нельзя считать, что первый специальный перерыв необходимо сделать именно после 4 часов управления (это довольно частое заблуждение). На самом деле, он должен быть не позднее 4 часов. В общем, если перевести на более простой язык, то первая часть правила звучит как-то так: «Нельзя допускать, чтобы водитель управлял автомобилем дольше 4 часов без перерыва».

Во-вторых, есть вопросы ко второй части правила: с какого момента начинается отсчет этих 2 часов? Когда именно делать специальные перерывы: каждые 2 часа управления автомобилем или просто каждые 2 часа?

Мы запросили в Министерстве транспорта уточнение — и вот каким был ответ.

Таким образом, правило можно читать так: «После окончания первых 4 часов управления автомобилем нельзя допускать, чтобы водитель двигался без отдыха более 2 часов подряд».

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: специальный перерыв может быть засчитан только если на тахографе был режим «отдых». Режим «работа» для такого перерыва использовать нельзя.

Неделя и календарная неделя

В приказе довольно часто фигурирует слово «неделя». Однако не везде есть уточнение, что речь идет о календарной неделе с понедельника по воскресенье, как это сделано в ЕСТР. Получается, там, где такого уточнения нет, приходится обращаться к формальному определению недели как периоду времени, равному 7 суткам.

Кстати, в новом приказе, который может вступить в силу с 1-го января следующего года, этот недостаток учли: там во всех положениях указано, что расчет идет по календарной неделе.

Возьмем для примера два положения действующего документа.

1. В п. 25, где речь идет о продолжительности междусменного отдыха на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, сказано: «отдых может быть сокращен до 9 часов не более 3 раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему [работнику] предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха».

В этом случае имеется в виду именно 7-суточный интервал. То есть: в любом интервале в 7 суток должно быть не более 3 сокращений до 9 часов при условии, что в следующем интервале в 7 суток будет компенсация этого сокращения.

2. А вот в п. 17, где устанавливается продолжительность управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени за неделю (56 часов) и за две недели подряд (90 часов), четко обозначено, что неделя — это интервал с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья. Здесь вопросов по поводу того, как составлять расписание, возникать не должно.

Нормы труда и отдыха в таблице

  5-дневная рабочая неделя 6-дневная рабочая неделя Суммированный учет
Продолжительность смены до 8 часов (п. 7 приказа) до 7 часов (п. 7 приказа) до 10 часов (п. 9 приказа)
до 12 часов (для междугородных перевозок, чтобы доехать до места отдыха) (п. 10 приказа)
до 12 часов (на регулярных городских и пригородных маршрутах по согласованию с представительным органом работников) (п. 11 приказа)
до 12 часов (для особых видов деятельности, если время управления за смену не превышает 9 часов) (п. 12 приказа)
Время управления до 9 часов (п. 16 приказа)
до 8 часов (в условиях горной местности при перевозке пассажиров и при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных и длинномерных грузов) (п. 16 приказа)
до 10 часов (не чаще 2 раз в календарную неделю) (п. 17 приказа)
В начале смены продолжительность беспрерывного вождения не может превышать 4 часов. После первых 4 часов управления водитель не может ехать без отдыха дольше 2 часов подряд (п. 19 приказа).
Перерыв на обед минимум — 30 минут, максимум — 2 часа (п. 24)

1. Отсутствие перерыва не является нарушением.
2. Для смены больше 8 часов возможны два перерыва (п. 24 приказа)

Рекомендация: перерыв следует делать не позднее чем через 4 часа после начала работы (п 5.4 СП 4616-88 «Санитарные Правила по гигиене труда водителей автомобилей»).
Ежедневный (междусменный) отдых

не меньше следующего значения:
«продолжительность рабочего времени в предшествующий отдыху рабочий день (смену) умножить на 2 и из произведения вычесть время перерыва для отдыха и питания» (п. 25 приказа)

не меньше 12 часов (п. 25 приказа)

для регулярных городских и пригородных перевозок: можно сократить до 9 часов, если следующий междусменный отдых будет не менее 48 часов (п. 25 приказа)

 для междугородных перевозок — не менее 11 часов (п. 25 приказа):

1. можно сократить до 9 часов, но не чаще 3 раз в течение 7 суток при условии компенсации сокращенного времени в течение следующих 7 суток (п. 25 приказа)

2. можно делить на два или три периода в течение 24 часов при условии, что один из периодов составляет не менее 8 часов, а общая продолжительность отдыха увеличена минимум до 12 часов (п. 25 приказа)

В экипаже каждые 30 часов общего времени управления автомобилем у каждого водителя должен быть отдых не менее 8 часов подряд (п. 25 приказа)
На городских и пригородных автобусных перевозках рабочий день можно разделить на две части (п. 13 приказа)

1. Перерыв должен быть не позже первых 5 часов смены.

2. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня не должна превышать 2 часов, время на обед в перерыв не входит.

3. Продолжительность перерыва может быть увеличена до 3 часов (на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локального нормативного акта работодателя и с согласия водителя).

4. Перерыв между двумя частями рабочего дня не считается рабочим временем и в рабочее время не включается.

Вы можете скачать таблицу по ссылке. Таблицей поделилась с нами компания Геороут (georoute.ru) — эксперты по автоматическому анализу режима труда и отдыха водителя.

Кто отвечает за соблюдение режима труда и отдыха?

И водитель, и работодатель.

Если водитель выбился из составленного для него графика, то ему грозит штраф от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей. Если работодатель составил график с нарушением норм 15-го приказа, то для должностных лиц наказание составит от 7 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, а для индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей.

Подсказка

Чтобы минимизировать риски получения штрафов и не погрязнуть в рутине составления графиков водителей, можно воспользоваться специальным программным обеспечением (например GR.CARDS, более подробную информацию можете найти здесь — georoute.ru), которое автоматически рассчитывает время работы с учетом всех ограничений и показывает допустимые лимиты по каждому водителю в зависимости от его часов.