Правительство РФ предложило снизить экспортные пошлины. Но не мешало бы еще увеличить субсидирование перевозок за рубеж...
8 августа 2023 г.17:18
Пресс-служба Правительства РФ
Правительство РФ предложило ввести гибкий тарифный механизм, который позволит временно снижать экспортные пошлины на определенные виды продукции и сырья. Законопроект, который даст Кабинету министров такое право, уже подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Правда, представители логистического рынка отмечают, что на самом деле существенной поддержкой для экспортеров стало бы увеличение субсидий на перевозку грузов за рубеж, поскольку стоимость транспортировки товаров за последние годы значительно возросла.
В целом, подготовленный законопроект предусматривает два механизма снижения экспортных пошлин.
Первый — уменьшение тарифных ставок на срок до полугода. При этом речь идет о вывозе определенных видов сырья в «дружественные» страны или в страны, «которые настроены на равноправное и взаимовыгодное партнерство» с Россией.
Принимать решение о том, на какую именно продукцию снижаются пошлины, до какого размера ставок и на какой именно срок, будет Правительство РФ.
Второй механизм — введение своего рода квотирования: в течение года в рамках установленных объемов (в натуральном или стоимостном выражении) экспорт той или иной продукции будет осуществляться по нулевой или более низкой ставке вывозных пошлин.
Этот подход будет распространяться только на товары, произведенные на территории регионов, которые удалены от рынков сбыта или в отношении которых действуют отдельные санкции. При этом квоты на экспорт будут распределяться между указанными субъектами.
На данный момент законопроект лишь внесен в Государственную Думу и еще не рассматривался. В Правительстве РФ рассчитывают, что его принятие будет «стимулировать рост поставок в «дружественные» страны зерна, удобрений, сырья».
«Эта мера позволит оказать поддержку российским субъектам, в отношении которых действует режим внешних ограничений, а также тем регионам, где изменение логистических маршрутов привело к увеличению транспортных издержек и, как следствие, удорожанию экспортных поставок местных предприятий», — уточнил премьер-министр Михаил Мишустин.
Вместе с тем представители логистического рынка отмечают, что компенсировать удорожание поставок могло бы также увеличение субсидий на экспортные перевозки.
Снижение экспортных пошлин действительно может поддержать поставщиков перечисленных товаров, не сомневается генеральный директор компании Asia Import Group Артем Лылык. «Однако стоит понимать, что нельзя обойтись только этой мерой», — добавляет он и предлагает рассмотреть возможность увеличения субсидий на перевозки грузов из России за рубеж.
«Стоит понимать, что с прошлого года стоимость транспортировки товаров по некоторым направлениям выросла в 2-3 раза, поэтому основная статья расходов экспортеров сейчас — это именно логистика. Для того чтобы увеличить поставки российской продукции в другие страны, государству нужно обратить внимание и на эту проблему», — поясняют в пресс-службе компании.
«И безусловно, при обсуждении возможных мер поддержки экспортеров важно тесное сотрудничество власти и бизнеса», — заключают в Asia Import Group.