После существенного роста: рынок аутсорсинга логистики в России замедлился
22 декабря 2025 г.17:33

Изображение сгенерировано с помощью нейросетей
Как свидетельствует обзор M.A. Research и «ПЭК», подготовленный совместно с МОЛКОМ и BG LOGISTIC, рынок аутсорсинга логистики в России замедлился. Стагнация связана с падением деловой активности, снижением спроса на грузоперевозки, а также увеличением доли складской вакансии. При этом спрос на аутсорсинг складской логистики стабилизируется: компании все чаще рассматривают его как инструмент перестройки логистических процессов. Особенно востребовано внедрение автоматизированных систем сортировки и управления складом.
По итогам 2025-го года, объем рынка контрактной логистики в России увеличится на 2,6%, до 652,6 млрд. рублей в стоимостном выражении, сообщает Людмила Симонова, управляющий партнер исследовательского агентства M.A. Research. Аналитики отмечают замедление темпов его прироста по сравнению с предыдущим годом, когда этот сегмент показал увеличение на 16% год к году, до 636,2 млрд. рублей.
M.A. Research определяет стоимостной объем рынка как валовую выручку провайдеров (3PL-операторов), включающую услуги грузоперевозок, экспедирования, складской и управленческой логистики.
По оценкам аналитиков, доля 3PL-провайдеров в сегменте транспортных услуг в 2025-м году составила 6%, экспедиторов — 22%. Доля складских услуг в объеме рынка 3PL находится на уровне 13%, а удельный вес 3PL-провайдеров в предоставлении комплексных услуг (включая аренду) на качественных складских площадях — 20%.
Темпы роста выручки 3PL-операторов в складском сегменте снизились с 49,5% до 9,9% год к году, его стоимостной объем составил 84,6 млрд. рублей по предварительным итогам 2025-го года.
Директор «ПЭК: 3PL» Иван Масалов подтверждает данные аналитиков, отмечая: если в первом квартале спрос на 3PL-услуги увеличился на 15%, начиная со второго — прирост замедлился.
Изменение спроса связано с рекордным показателем ввода новых качественных складских площадей в 2025-м году, который превысит прошлогодние в 1,7 раза и составит 7,8 млн. кв. метров в реальном выражении, пояснил он со ссылкой на предварительные данные консалтинговой компании Nikoliers.
В результате, согласно прогнозам NF Group, только в логических парках Москвы и Московской области доля свободных площадей увеличится на 4,8 п.п. год к году, до 5,5%.
На этом фоне ставка аренды в складских объектах класса А к концу года может снизиться на 16% год к году, до 10,5 тыс. рублей за 1 кв. метр triple net, по данным аналитиков IBC Real Estate.
Возобновилась и практика предоставления индивидуальных скидок крупным арендаторам — до 15% от начальной цены, добавляет Людмила Симонова.
Снижение спроса на перевозки и прирост новых сегментов аутсорсинга
В этом году компании наблюдали существенное снижение объема грузовых перевозок на фоне резкого роста ключевой ставки и падения деловой активности в России: в пиковый период февраля индикатор ATrucks достиг уровня минус 77, что говорит о существенном превышении предложения над спросом, подчеркивает Иван Масалов.
Правда, со второго полугодия 2025-го года, по его словам, ситуация уже начала стабилизироваться. Так, на данный момент на рынке сохраняется баланс спроса и предложения: по состоянию на 14-е декабря, индекс ATrucks равен плюс 4, что свидетельствует о незначительном превышении количества грузов над транспортными мощностями, близком, по сути, к равным значениям.
«Кроме того, к середине декабря тарифы уже восстановились до уровня 74,7 рубля за километр без НДС, на 13,4% превысив ставки сентября и на 3% — показатели аналогичного периода прошлого года. Тем не менее, данный фактор существенно повлиял на охлаждение спроса на грузоперевозки», — отмечает Иван Масалов со ссылкой на данные «ПЭК».
Однако, несмотря на замедление спроса, малый и средний бизнес в 2025-м году стабильно переходил на услуги складского аутсорсинга, подчеркивает он.
Компании все чаще рассматривают складской 3PL не как услугу хранения, а как инструмент реинжиниринга, перестройки логистических процессов. Особенно востребованным оказалось внедрение автоматизированных систем сортировки и управления складом, которое дает снижение операционных затрат на 15-25% уже в первый год, поясняет генеральный директор логистического оператора MOLCOM Максим Макеев.
Одновременно, по его словам, растет спрос и на обработку товаров для маркетплейсов, управление возвратами и кросс-докинг.
Средний уровень тарифов на аутсорсинг складской логистики составляет 27-35 рублей за паллетоместо в сутки и в 2026-м году значительно не изменится, считает генеральный директор BG LOGISTIC Иван Макарчук.
Операторы все активнее оптимизируют тарифы благодаря увеличению доли свободных складских площадей, а также росту объемов скрытой вакансии, что особенно выгодно, когда для хранения и обработки требуются небольшие площади — 5-10 тыс. кв. метров, отмечает он.
По данным участников обзора, средняя заполняемость складов 3PL-провайдеров составляет сейчас 80-95%.
Рост спроса на складские услуги и снижение ключевой ставки
В следующем году рынок складских услуг в России вырастет на 14,6% в стоимостном выражении, до 491,8 млрд. рублей, прогнозирует Людмила Симонова. Объем рынка 3PL-услуг достигнет 687,5 млрд. рублей (+ 5,3% год к году).
По оценкам опрошенных 3PL-провайдеров, прирост их бизнеса на горизонте пяти лет не превысит 33% с учетом ежегодного увеличения показателей на 5-10%.
Как поясняет Максим Макеев, высокая стоимость заемных средств заставляет бизнес пересматривать стратегию: вместо строительства собственных складов компании предпочитают гибкие контракты с 3PL, что минимизирует капитальные затраты и операционные расходы.
До тех пор, пока ключевая ставка сохраняется выше 15%, инвестиции в новые склады будут замедляться, а клиенты — все чаще заключать контракты с 3PL-операторами, заключает он.

