Почему в одном и том же автопарке один автомобиль обходится дороже, а другой — дешевле?

7 августа 2023 г.12:08

Технологии, позволяющие рассчитать разницу в стоимости владения автомобилем

pxhere.com

Это, безусловно, один из самых важных вопросов для любого владельца автопарка: не просто приобрести автомобили и пустить их в работу, а добиться того, чтобы они использовались максимально эффективно с технико-финансовой, так сказать, точки зрения — с меньшими поломками, с большими перерывами в замене запчастей, с меньшим расходом топлива и т.п. Современные технологии, конечно, уже позволяют высчитать норму владения транспортным средством и, в целом, отчетливо определить, почему же один автомобиль при казалось бы одинаковых условиях обходится дороже, а другой — дешевле. Вот мы и решили подробнее узнать, как же работают эти технологии, особенно в условиях санкций, закрывших, по сути, российским компаниям доступ к западному технологическому рынку...

Об этом мы поговорили с Сергеем Александровым, директором Департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии», на примере автомобилей «Соболь NN», которые активно используются в сфере ритейла и онлайн-торговли.

— Сергей, расскажите, пожалуйста, в общих чертах, каким таким образом устроены новые автомобили, что можно без особого труда, без заезда в сервисные центры отслеживать их основные технические (и не только технические, как я понимаю) параметры?

— Если вкратце, в штатной комплектации автомобиля устанавливается специальное устройство, которое позволяет опрашивать все контрольные датчики. Контрольные датчики, в свою очередь, передают разнообразные технические параметры — от уровня охлаждающей и тормозной жидкостей до сигнализации различных неисправностей — генератора или ошибок двигателя.

Информация от датчиков идет через CAN-шину автомобиля, где, собственно, эти данные постоянно присутствуют. Именно к CAN-шине и подключено специальное устройство, которое, в зависимости от настроек, через заданный интервал времени собирает из нее данные, обогащает их сведениями со спутников GPS/ГЛОНАСС — о местоположении и скоростном режиме транспортного средства, после чего посредством сотовой связи передает в единое цифровое пространство на собственные защищенные серверы, установленные на территории автозавода.

И далее уже через специально разработанные интерфейсы — web- и мобильные приложения — автовладельцы получают доступ к собранной информации.

— То есть как минимум современные технологии позволяют удаленно контролировать техническое состояние автомобиля?

— Да. В удаленном режиме можно отслеживать текущие эксплуатационные характеристики основных систем и компонентов транспортного средства, необходимость своевременной замены масла и других жидкостей, пробег до очередного ТО... Кроме того, если заключен соответствующий договор с дилером, то при возникновении какой-то ошибки, неисправности не надо будет вставать на диагностику — все данные с датчиков уже собраны, а сам дилер, когда к нему приедет автовладелец, уже будет знать, какая есть проблема, что необходимо сделать и какие запчасти для этого требуются.

При этом сейчас на «Горьковском автозаводе», например, подошли к реализации проекта предиктивной диагностики. На основании предыдущих ремонтов конкретного модельного ряда с наложением профиля использования, региона использования, топлива, которым автомобиль заправляется, и по манере вождения можно предсказать выход тех или иных крупных узлов и агрегатов из строя.

— А если говорить про сферу автомобильных перевозок, какие возможности в этом случае дают современные технологии? В частности, позволяют ли они рассчитывать эффективность использования транспортных средств в автопарке и каким образом?

— Для автомобильных перевозок, в принципе, необходимо создавать фактически диспетчерскую систему. В частности, на автомобилях «Соболь NN» такая система уже реализована.

В ней, например, диспетчер может выдавать водителю задание с уже построенным маршрутом по точкам доставки, оптимизированным с учетом погрузки, выгрузки и габаритов автомобиля. Можно также ограничивать нахождение транспортного средства в одной геозоне или, наоборот, указать, чтобы машина не заезжала на платные дороги. Можно контролировать скоростной режим: как только водитель превышает допустимую скорость, диспетчер сразу же в режиме онлайн получает соответствующий сигнал.

Кроме того, система предотвращает хищение и топливные махинации: видны места, где водитель заправляется, и видны сливы топлива, если они есть. То есть: если при использовании автомобиля график расхода топлива напоминает как бы «пилу», значит топливо сгорает более или менее равномерно. Если мы видим резкие падения, значит можно говорить о вероятности сливов топлива и принимать какие-то решения в отношении водителя. Причем можно видеть не только падение в объемах топлива, но и когда и где именно это произошло.

Одновременно система позволяет отслеживать качество вождения: можно понять резкие ускорения и торможения, насколько часто водитель попадает колесами в яму или проскакивает «лежачих полицейских», на правильной ли передаче он едет с горы и в гору, «насилует» ли он двигатель или нет... Плюс, видна максимальная скорость транспортного средства. Из этих данных складывается профиль того или иного водителя.

— Получается, благодаря удаленному отслеживанию технических параметров и скорингу качества вождения владелец автопарка может получить представление о норме владения транспортным средством?

— Да, в целом, такое возможно. Например, на автозаводе в Нижнем Новгороде сейчас делают обновление для системы мониторинга транспорта. Это будет некая программная прослойка между диспетчерской системой и бизнес-процессами транспортной компании. Она позволит показать собственнику некий срез по автопарку: вот у владельца три-четыре-пять одинаковых автомобилей, они стоят одинаковых денег, водители получают приблизительно одинаковую зарплату, топливо тоже стоит примерно одинаково, однако один автомобиль почему-то обходится дороже...

Таким образом мы приходим к норме владения транспортным средством на один километр и к коэффициенту готовности автопарка (насколько в принципе можно быть уверенным, что завтра автомобиль заведется).

— Система диагностики автомобиля, она ведь потом может быть полезна и на этапе продажи транспортного средства?

— Все верно. Такая система позволяет понять, насколько автомобиль соответствует рыночной цене, каким образом его использовали, как часто его обслуживали, насколько своевременными были замены механизмов, запчастей и пр. и были ли они вообще...

Когда дилер будет продавать такой автомобиль повторно, он уже сможет гарантировать следующему покупателю, что по транспортному средству имеется вся история, посчитанный скоринг его технического состояния... Дилер сможет поручиться за коэффициент готовности данного автомобиля.

— И новый современный автомобиль уже сразу таким вот подключенным выезжает из ворот завода?

— Да. Но правильнее назвать это «предподключенный автомобиль». Потому что для активации системы необходимо соответствующее решение того, кто купил машину. Без согласия владельца данные с его транспортного средства собираться не будут.

— А когда владелец дал такое согласие, может ли он быть уверенным в том, что эти данные не используются для отслеживания его транспортного средства, скажем так, не только для его нужд?

— В соответствии с законом «О персональных данных» используется комплексный подход для сохранности поступающих сведений. В частности, при проектировании архитектуры были сделаны основные вещи, которые позволяют даже не хранить все в одной базе. В том числе и технические специалисты не имеют прямого доступа к этой информации и возможности идентифицировать конкретный автомобиль.

Например, не могут сопоставить определенный VIN с точкой на карте, то есть с текущим местоположением автомобиля. У нас эта информация хранится децентрализованно, она доступна только клиенту. И, конечно, только с согласия клиента передается в дилерский центр.

— И последний вопрос... Раз уж мы говорим о российском автопроме, то сразу же возникает вопрос санкций, которые, в частности, закрыли доступ к европейским и американским технологиям. Как решается сейчас эта проблема?

— Действительно, многие российские компании столкнулись с проблемами при производстве электронных устройств. И автомобильные бренды тут не исключение. В том числе, из-за нехватки мощностей и комплектующих у поставщиков появились сложности с блоками управления, телематическим оборудованием.

Но проблема решается: уже к концу года на конвейры поступят телематические устройства от отечественного производителя.

Кроме того, стоял вопрос относительно наличия проприетарного оборудования иностранного производства. Пришлось в срочном порядке переделывать серверную инфраструктуру и менять системное ПОСейчас уже происходит завершающая стадия работ. Фактически у нас запущена собственная инфраструктура на новом уровне системного ПО, разработанного российскими компаниями.