Перевозчиков поставят на учет?..
28 февраля 2018 г.18:17
Межотраслевой экспертный совет по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли работает сейчас над созданием общероссийского справочника грузовых автомобильных перевозчиков. Планируется, что первые результаты будут представлены уже к маю этого года. В дальнейшем справочник будет регулярно дополняться и обновляться и даже может «перерасти» в национальный реестр…
Насколько вероятно, что автомобильных грузоперевозчиков России объединят в реестр? Значит ли это, что отрасль вновь хотят «залицензировать»? Что пока представляет собой справочник грузовых перевозчиков?.. Об этом Trans.ru поговорил с одним из инициаторов и авторов проекта — председателем Экспертного совета Борисом Борисовичем Рыбаком.
— Борис Борисович, и сразу главный вопрос: работа над созданием справочника автомобильных грузоперевозчиков России свидетельствует о том, что «вверху» разочаровались в своем решении от 2005-го года (а именно — в отмене лицензирования) и хотят вновь запустить механизмы регуляции рынка? Если не посредством лицензии, так посредством реестра?..
— Нет, справочник — это исключительно наша, Межотраслевого экспертного совета, инициатива. Работа сейчас ведется только над его составлением — об организации национального реестра пока и речи не идет. Властные структуры по-прежнему выступают против лицензирования рынка. На каждом совещании, где присутствуют представители Министерства экономического развития, обязательно подчеркивается: никакого регулирования грузового автомобильного транспорта не будет.
Поэтому сейчас мы говорим только о том, что составляемый нами справочник, который со временем должен включить в себя всех, кто занимается грузовыми автомобильными перевозками, мог бы стать базой для формирования национального реестра. Мог бы... Но для этого необходимо, во-первых, составить прежде сам справочник, посмотреть, что из этой инициативы выйдет, а во-вторых, получить согласие какой-нибудь из властных структур выступить в качестве регулятора. Потому что вести реестр, в идеале, должна не общественная организация, а некоторая государственная структура, но, повторюсь, пока ни одна из госорганизаций брать на себя ответственность регулирующего воздействия на рынок не хочет.
— Но если быть честными, не считаете ли Вы, что необходимость определенного регулирующего воздействия уже назрела? Хотя бы потому, что мы сейчас имеем весьма приблизительное представление о рынке — его объемах, структуре, степени, скажем так, легальности… Вряд ли кто-то сегодня сможет назвать точное количество перевозчиков, соотношение юридических лиц и ИП, то, какую долю рынка «держат» незарегистрированные и работающие на себя физические лица… Эксперты ведь дают данные навскидку, ориентируясь, скорее, на свое, субъективное, мнение.
— Так и есть. Знаете, с чего началась работа над справочником? Как-то на заседании Экспертного совета я задал простой вопрос: «Коллеги, есть ли у кого-нибудь список первых ста компаний, занимающихся автомобильными грузоперевозками?» Все молча переглянулись — и стало ясно, что такого списка ни у кого нет. И это при том, что в состав Совета входят специалисты, непосредственно работающие в этой отрасли, хорошо ее знающие (среди них — и представители транспортных компаний). И вопрос касался только первых ста перевозчиков, в то время как их у нас — миллион.
Сейчас в России зарегистрировано порядка 6,5 миллионов единиц грузовых автотранспортных средств, из них, предположительно, миллион — тяжелые грузовики (грузоподъемностью свыше 12 тонн). Работают ли эти машины, где, что с ними происходит?.. Никто не знает.
Вот мы и решили подготовить «список» автомобильных грузовых перевозчиков.
Заседание Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли/Фото: Росавтотранс
— Получается, что одна из целей создания справочника — составить представление о рынке?
— Отчасти. Желание лучше понять рынок, конечно, есть: как он представлен, как влияет на экономику страны, как экономика страны на него влияет… Параллельно с созданием этого справочника по нашей просьбе группа специалистов (вернее — несколько групп: группа, организованная НИИАТ, группа, организованная ВШЭ, группа независимых исследователей) проводит исследование рынка, которое в дальнейшем будет обновляться на регулярной основе. Первая фаза исследования завершена, думаю, в течение нескольких недель мы уже сможем его представить. Какой-то срез удалось получить, но это пока самая «верхушка айсберга».
Проводимое исследование и создание справочника преследуют как раз таки одни цели (среди которых и цель лучше понять рынок) и взаимодополняют друг друга.
— Вопрос, который нужно было задать одним из первых: что же представляет собой справочник, какую информацию он включает, насколько полно охватывает рынок?
— По сути дела, справочник — это перечень коммерческих грузовых автомобильных перевозчиков. Охватить их всех — задача довольно сложная: у нас хозяйствующих субъектов, про которых можно сказать, что они занимаются грузовыми перевозками, более миллиона. Но и собственно типов перевозок и, следовательно, типов грузоперевозчиков тоже довольно много.
Справочник мы готовим в двух формах — в бумажной и в онлайн-версии. Онлайн-версия разрабатывается таким образом, чтобы в момент обращения из нескольких связанных баз данных выводилась вся возможная информация о перевозчике, соответствующая конкретному запросу.
Параллельно мы также выпустим обычный, бумажный, справочник. На первых порах это будет компактный вариант — 100-500 крупнейших транспортных компаний. В дальнейшем он будет пополняться и разрастаться.
— Насколько я понимаю, справочник будет включать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузоперевозками. А есть ли возможность «переписать» физических лиц? Ведь это и есть тот сегмент, про который сейчас практически ничего не известно. Хотя такие перевозчики в количественном соотношении составляют значительную долю рынка.
— А никто не знает, какую долю рынка они составляют. Говорят, двести тысяч. Может быть, триста тысяч… Может быть, четыреста тысяч… Проблема в том, что в нынешних условиях отследить их деятельность крайне сложно.
В ГИБДД грузовые транспортные средства частных лиц, конечно, зарегистрированы. Однако эта информация мало о чем нам говорит. Да, мы видим владельца грузовика, но мы не знаем, что он со своей машиной делает: перевозит ли коммерческие грузы или свою картошку с поля забирает, может, он на ней как на «легковушке» катается или просто поставил во дворе и периодически тряпочкой протирает… Точно мы ничего сказать не можем.
Физическое лицо, в отличие от индивидуального предпринимателя, который покупает патент (если работает по патентной системе), платит налоги и т.д., следов не оставляет. Он оставляет след только тогда, когда регистрирует транспортное средство и платит транспортный налог, но по этим данным, повторюсь, мы никак не можем судить: осуществляет он коммерческую деятельность или нет…
Поэтому пока «пересчитать» и включить в справочник физических лиц, занимающихся грузовыми перевозками, у нас возможности нет.
— А как вообще представители отрасли относятся к перспективе появления справочника? Не опасаются того, что их «перепишут»?
— Все по-разному, крупные компании, как правило, заинтересованы в создании справочника. Он ведь может стать инструментом анализа рынка, планирования деятельности, использоваться в маркетинговых целях — да во всех бизнес-процессах. Мы в огромной степени как раз для них его и составляем.
Логисты тоже заинтересованы в появлении такого справочника, который бы не просто переписывал транспортные компании и перевозчиков, а содержал более подробную информацию о них. Логистам, экспедиторам необходимо знать о том, кого они нанимают: какие у компании обороты, какой принцип страхования, каковы объемы автопарка…
Как я уже говорил, когда речь зашла о списке первых ста транспортных компаний, многие согласились, что такого списка нет и что он был бы полезен. А когда мы сказали, что постараемся его составить, многие нас поддержали: мол, составьте, очень интересно посмотреть! Вот мы сейчас и пробуем его создать.
Борис Рыбак во время международной конференции «Транспортная логистика. Грузовые автомобильные перевозки - 2017»/Фото: Росавтотранс
— В СМИ мелькала информация о том, что работа над проектом справочника ведется в сотрудничестве с Министерством транспорта. В чем заключается помощь ведомства?
— В моральной поддержке. Это на самом деле очень важно в нашей стране. Представители министерства присутствуют на заседаниях Экспертного совета, внимательно относятся к нашим инициативам, прислушиваются к нашему мнению…
Если Вы намекаете на то, что министерство предоставляет нам какие-то «секретные» данные, необходимые для составления справочника, то нет.
В качестве регулятора и того, кто примет на себя функцию ведения справочника (или возможного в будущем реестра), ведомство пока тоже не собирается выступать. Повторюсь и подчеркну: на данный момент правительство не поддерживает идею регулирующего воздействия на рынок.
— Можно ли сейчас назвать хотя бы приблизительные сроки, когда будет готов справочник?
— Когда будет готова полноценная версия, сказать сложно. Однако уже к маю мы хотим выпустить бумажное издание с ограниченным количеством компаний — первые сто или первые пятьсот. Впрочем, это ведь не значит, что работа по «переписи» перевозчиков остановится: справочник будет регулярно дополняться и включать в себя все большее количество тех, кто занимается автомобильными грузоперевозками.
— Справочник будет находиться в свободном доступе?
— Да, конечно, все, кто пожелают, смогут с ним ознакомиться.