Параллельный импорт по итогам года может превысить 15 млрд. долларов

22 ноября 2022 г.15:22

Параллельный импорт по итогам года может превысить 15 млрд. долларов

pxhere.com

Параллельный импорт по итогам года может превысить отметку в 15 млрд. долларов, сообщили на прошлой неделе в Федеральной таможенной службе (ФТС). Игроки рынка также подтверждают, что услуга по доставке импортных товаров без разрешения правообладателя востребована у клиентов. Так, в Asia Import Group говорят, что почти каждое десятое обращение в компанию касается именно параллельного импорта.

Напомним: официально механизм параллельного импорта запустили в мае этого года, когда Министерство промышленности и торговли утвердило перечень товаров, которые можно ввозить в Россию без согласия правообладателя.

Такое решение было принято после того, как многие иностранные компании покинули российский рынок после 24-го февраля 2022-го года. Кроме того, и санкции ЕС, США, Великобритании и других стран, которые сейчас называют «недружественными», запретили поставки в Россию значительного числа продукции.

В результате, в России появились вопросы с обеспеченностью промышленным оборудованием, транспортными средствами и спецтехникой, комплектующими для автопрома, электроникой и пр., а также в принципе повседневными товарами. Так, например, из России ушли многие известные бренды одежды, обуви, косметики и т.п.

Чтобы снизить остроту проблемы, в РФ и ввели механизм параллельного импорта. В перечень, утвержденный Министерством промышленности и торговли, вошло более 50 групп товаров самой разной номенклатуры. При этом речь идет не столько о группе товаров, сколько об определенном бренде, являющемся их производителем.

Как пояснили в ведомстве, критерием включения того или иного бренда в перечень является его представительство на российском рынке: если компания ушла из России, полностью прекратив поставки или закрыв свое производство на территории страны, то она вносится в список параллельного импорта.

При этом, правда, учитывается еще и наличие товаров отечественного или иного производства, которые способны заместить «выпавшую» с рынка продукцию.

«Не всю продукцию отдельных западных брендов можно ввозить таким способом. К примеру, если вы видите в списке Минпромторга компанию Siemens, это не значит, что абсолютно любой товар этого производителя можно поставлять по параллельному импорту. Помимо названия компании, нужно также изучать коды ТН ВЭД», — поясняет коммерческий директор Asia Import Group Марк Вешняков.

В целом, по предварительным подсчетам Федеральной таможенной службы, к концу года общая стоимость товаров, ввезенных в рамках параллельного импорта, может превысить 15 млрд. долларов.

«Спрос на поставки в Россию оригинальных товаров без согласия их производителей растет. Это заметно даже по количеству запросов, поступающих в Asia Import Group. Каждое десятое обращение в компанию касается параллельного импорта», — подтверждают в Asia Import Group.

В основном таким образом в страну ввозят микроэлектронику, комплектующие для промышленного оборудования, серверное оборудование, автомобильные запасные части и смазочные материалы.

О том, что механизм параллельного импорта востребован, в какой-то мере говорит и статистика товарооборота с Турцией и Китаем, поскольку преимущественно через эти страны и осуществляются поставки товаров без согласия правообладателей.

«Выделить, сколько именно продукции поставляется по параллельному импорту от общих объемов всех импортируемых грузов, довольно сложно. Но если рассмотреть, насколько в целом вырос ввоз товаров из таких стран, как Китай и Турция, то можно предположить, что во многом это увеличение произошло благодаря параллельному импорту», — отмечают в Asia Import Group.

Так, например, в сентябре Турция поставила в Россию продукцию на 1,1 млрд. долларов, что в два раза больше, чем в сентябре прошлого года. В свою очередь, импорт товаров из Китая за январь-октябрь в денежном выражении составил 59,596 млрд. долларов — на 12,8% больше аналогичного периода 2021-го года.

В Asia Import Group уверены, что параллельный импорт и дальше будет пользоваться спросом, поскольку «крупные иностранные бренды пока не стремятся вернуть свои товары на российский рынок».