Оправдано ли внедрение искусственного интеллекта в логистику?

25 июня 2025 г.12:17

Оправдано ли внедрение искусственного интеллекта в логистику?

pxhere.com

По словам президента РФ Владимира Путина уровень автоматизации в стране пока отстает от ведущих экономик мира. По крайней мере, таким образом он охарактеризовал ситуацию, выступая на пленарной сессии прошедшего недавно Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Там же он указал, что необходимо ускорить принятие нормативной базы, которая облегчила бы тестирование новых технологических решений и тем самым ускорила бы их внедрение. Мы же пока узнали у представителей отечественного бизнеса, на каком уровне сейчас находятся автоматизация и роботизация в логистической сфере, насколько перспективными являются разработки российских IT-компаний (что особенно актуально в условиях санкционных ограничений) и оправдано ли использование в логистике нашумевшего искусственного интеллекта.

Так, на каком уровне находится автоматизация в логистике?

«Уровень автоматизации в России действительно отстает от мировых лидеров, таких как Япония», — подтверждает директор по ИТ, процессам и инновациям FM Logistic в России Джонатан Воложчик, одновременно подчеркивая, что в последние годы в этом направлении все-таки наблюдается «устойчивый прогресс».

При этом директор департамента информационных технологий «Курьер Сервис Экспресс» («КСЭ») Александр Трошкин уточняет, что ситуация в логистической отрасли является неоднородной.

«Некоторые компании активно внедряют системы управления складом (WMS), транспортные системы (TMS) и решения для отслеживания грузов, в то время как другие придерживаются более традиционных подходов», — рассказывает он.

Оба эксперта, однако, сходятся в оценке сдерживающих факторов для развития автоматизации логистических процессов.

Это, в частности, высокая первоначальная стоимость внедрения автоматизированных систем и дефицит специалистов, обладающих необходимыми знаниями в вопросах технологий, ограниченный рынок локальных решений, в целом неготовность транспортной и складской инфраструктуры, а также неопределенность в правовом регулировании технологий (таких, например, как беспилотные транспортные средства или системы управления данными).

Вместе с тем опрошенные представители рынка уверены, что поддержка государства может эти проблемы решить.

«В целом автоматизация логистики в России находится на стадии активного развития, но требует дальнейших усилий со стороны государства, бизнеса и образовательных учреждений для достижения более высоких уровней эффективности и конкурентоспособности», — отмечает Александр Трошкин.

По его словам, уже сейчас действуют меры, которые позволяют смягчить имеющиеся негативные факторы.

«Программы грантов и субсидий для компаний, внедряющих современные технологии в логистических процессах, налоговые льготы для компаний, занимающихся разработкой и внедрением инновационных технологий, поддержка ряда научно-образовательных инициатив по подготовке специалистов в области цифровых технологий», — перечисляет директор департамента информационных технологий «КСЭ».

Кроме того, сегодня активно развивается инфраструктура в рамках индустриальных и логистических парков, дополняет его Джонатан Воложчик.

«Инициатива президента, вероятно, придаст импульс новым программам, особенно в части софинансирования и ускоренного тестирования отечественных решений, чтобы появились новые потенциальные подрядчики для их разработки», — считает директор по ИТ, процессам и инновациям FM Logistic в России.

А что уже могут предложить отечественные IT-разработчики?

«Роль российских разработчиков растет многократно. Особенно в части программного обеспечения появляется все больше гибких, адаптируемых решений, которые не отстают от мировых лидеров», — рассказывает Джонатан Воложчик, отмечая, что свои позиции укрепляют также производители конвейерного и упаковочного оборудования.

«Однако в сегменте высокотехнологичных решений российский рынок пока зависит от импорта», — подчеркивает он, выражая при этом уверенность, что «при достаточной поддержке отечественные компании в ближайшие годы смогут значительно сократить этот разрыв».

В свою очередь, Александр Трошкин указывает на то, что «разработка и производство оборудования внутри страны помогает минимизировать риски, связанные с внешнеэкономическими факторами».

«Кроме того, отечественные производители лучше понимают существующие системы и процессы в логистике, что позволяет им разрабатывать решения, которые легко интегрируются с уже работающими технологиями», — добавляет директор департамента информационных технологий «КСЭ».

По его словам, в компании уже на протяжении 25 лет для автоматизации логистических процессов используют платформу «АБ:Карго» российской компании «ИТ Логистик Лаб».

«Данное российское ИТ-решение автоматизирует как складские, так и транспортные логистические процессы. Используются автоматизированные измерительные линии, сортировочные роботизированные комплексы (для грузовых и почтовых отправлений), системы автоматической маршрутизации сбора-доставки», — поясняет Александр Трошкин.

При этом в систему постоянно внедряются новые технологии, что обеспечивает дальнейшее развитие производственных процессов компании, подчеркивает он.

А какие процессы в принципе легко автоматизируются в логистике?

В целом, цифровизация активнее идет в тех направлениях, где можно быстро измерить эффект, отмечает Джонатан Воложчик.

«Например, в управлении заказами, прогнозировании спроса, контроле товарных остатков. Также большой прогресс достигнут в управлении производительностью персонала», — уточняет он.

«Наиболее активно цифровизируются в логистике следующие направления: управление цепями поставок (SCM), системы управления складом (WMS), транспортная логистика (TMS), смарт-контракты, аналитика и большие данные (Big Data)», — дополняет Александр Трошкин.

При этом такие направления, как обработка возвратов (Reverse Logistics), автоматизация упаковки и маркировки, управление качеством, сложные таможенные процедуры, клиентское взаимодействие по обратной связи и поддержке, по его мнению, в большей степени остаются на уровне традиционных методов.

«Заметно отстают процессы, связанные с нестандартизированными товарами и сложной упаковкой, поскольку их автоматизация требует индивидуальной настройки и пока часто экономически нецелесообразна», — поясняет Джонатан Воложчик.

А что насчет искусственного интеллекта в логистике?

«На текущем этапе ИИ в складской логистике применяется скорее в сопутствующих задачах, а не в логистическом ядре. Мы используем его для автоматизации рутинных офисных операций, например для обработки электронной почты, редактирования текстов, генерации отчетов или сокращения ручного ввода данных. Это повышает общую эффективность и снижает нагрузку на сотрудников, но не затрагивает сами логистические процессы», — рассказывает директор по ИТ, процессам и инновациям FM Logistic в России.

По его мнению, искусственный интеллект по своей природе работает вероятностно, в то время как в логистике ценится предсказуемость и воспроизводимость и ее основные процессы построены на алгоритмах, где допустимы только строго заданные отклонения. Поэтому ИИ создает риски при использовании в операционных сценариях, особенно на критичных к стабильности и безопасности участках.

«Внедрение искусственного интеллекта экономически оправдано именно там, где важна скорость и гибкость, но не требуется стопроцентная точность», — заключает Джонатан Воложчик.

В целом с ним соглашается и Александр Трошкин, уточняя, что искусственный интеллект показывает свою эффективность при анализе больших объемов данных, а также для автоматизации рутинных задач. Кроме того, он может помочь повысить уровень обслуживания клиентов, создавая персонализированные предложения и автоматизируя обработку запросов и жалоб.

«Искусственный интеллект способен анализировать большие объемы данных и выявлять закономерности, что позволяет оптимизировать маршруты доставки, управление запасами и распределение ресурсов. Это приводит к сокращению затрат и повышению эффективности. Он также автоматизирует множество рутинных задач, таких как обработка заказов, инвентаризация и управление документами. Искусственный интеллект в логистике в принципе помогает уменьшить число ошибок, связанных с ручным вводом данных и обработкой информации», — поясняет директор департамента информационных технологий «КСЭ».

«В то же время внедрение искусственного интеллекта в логистическую отрасль требует существенных инвестиций в технологии и обучение сотрудников, а также учета вопросов безопасности. Однако потенциальные выгоды эти вложения могут оправдать», — подчеркивает он.

А как быть с человеческим трудом? Каких специалистов автоматизация может убрать с рынка?

Некоторые профессии действительно могут стать менее востребованными или даже исчезнуть, говорит Александр Трошкин.

«Так, с ростом автоматизации хранения и перемещения товаров спрос на кладовщиков, грузчиков, операторов погрузчиков может сократиться. Под вопросом востребованность специалистов по обработке данных, поскольку современные системы могут делать это автоматически, а также транспортных диспетчеров ввиду того, что TMS-системы способны справляться с этой задачей эффективнее», — считает он.

«Профессии, связанные с рутинной физической работой или монотонным вводом данных, постепенно теряют актуальность, — подтверждает Джонатан Воложчик. — Уже сейчас мы видим снижение спроса на пересчет или ручной ввод/копирование данных, например с бумажных носителей в систему».

При этом оба эксперта сходятся во мнении, что в определенных направлениях человеческий труд по-прежнему будет сложно заменить.

«Человека сложно заменить там, где требуется адаптивное мышление, принятие решений в нестандартных ситуациях или постоянная межфункциональная коммуникация, например в таких сферах, как операционное управление, контроль качества, обучение персонала или сборка нестандартизированных товаров», — поясняет представитель FM Logistic в России.

«Человеческий труд остается незаменимым в ситуациях, требующих критического мышления, анализа и принятия нестандартных решений, например при разрешении конфликтов с клиентами или поставщиками», — соглашается директор департамента информационных технологий «КСЭ».

Он подчеркивает, что разработка новых методов работы, улучшение процессов и внедрение инноваций тоже пока невозможны без участия человека.

«Обработка специфических или нестандартных грузов, нуждающихся в особом внимании и осторожности, часто требует человеческого вмешательства для оценки ситуации и принятия решений. Также в процессах контроля качества окончательная оценка может требовать человеческого восприятия и опыта», — заключает Александр Трошкин.

А что уже эффективно автоматизировано в логистике?

«В нашей компании уже на протяжении 25 лет используется система управления складом (WMS) на базе информационной системы «АБ:Карго»», — рассказывает директор департамента информационных технологий «КСЭ», подчеркивая при этом, что в систему постоянно внедряются новые технологии.

Так, по его словам, на сортировочных линиях при консолидации грузовых отправлений по географическим направлениям показывает свою эффективность интернет вещей (IoT). Специальные датчики позволяют автоматизировать процесс наполнения грузовых мест, исходя из логики использования транспорта или габаритных требований при транспортировке.

В свою очередь, штрихкодирование и RFID ускоряют и повышают точность процесса обработки груза на всех этапах, система управления транспортом (TMS) помогает оптимизировать маршруты и управление транспортными средствами, снижая тем самым затраты и время доставки, а смарт-контракты дают возможность устанавливать четкие правила, следовать им и производить экономические расчеты стоимости затрат и услуг.

«Смарт-контракты при мультимодальных перевозках оформляются в рамках контрактов, в которых прописывается план транспортировки с детальным описанием параметров (сроки, маршрут, инструкции) и его участников (терминалы, таможня, страхование, перевозчики)», — уточняет эксперт.

«Наиболее массово внедряются WMS-системы нового поколения: они обладают гибкими настройками и возможностью интеграции с внешними сервисами», — соглашается Джонатан Воложчик.

Так, в компании FM Logistic в России внедрили систему, позволяющую запускать новый объект за считаные дни без регрессий и с автоматизированными обновлениями.

«Хорошо себя зарекомендовали также такие решения, как автоматизация подволнов (алгоритм группировки заказов по определенным признакам с целью повышения производительности сборки), интеллектуальное распределение задач, управление мульти-серийными номерами (ЧЗ) и др. Они обеспечили прирост производительности без увеличения расходов», — добавляет эксперт.

При этом он рассказал, что в настоящее время FM Logistic в России готовит к запуску полностью автоматизированный склад с использованием ASRS, AMR и ACR-роботов, который станет одним из первых подобных объектов в стране.

«Мы в принципе рассматриваем автоматизацию как ключ к масштабируемости, устойчивости и качеству логистических процессов», — подытоживает Джонатан Воложчик.