Октябрь показал рекордную за год регистрацию грузовиков, но это никак не говорит о подъеме рынка
15 ноября 2024 г.11:58
Пресс-служба ПАО «КамАЗ»
По данным «Автостат Инфо», в октябре было зарегистрировано рекордное за весь год количество новых грузовиков — 13 567 транспортных средств. Это на 29% больше, чем в предыдущем месяце (в сентябре), и даже на 4% больше показателей прошлогоднего октября, хотя прошлый год в принципе отличался очень высокими продажами новых грузовиков — самыми высокими за последние 17 лет. Правда, как отмечает Валерий Кузьмин, управляющий партнер компании «ААА «Траксервис» (официального дилера MAN, SINOTRUK, ISUZU, HYUNDAI, AMBERTRUCK и JAC), этот рекорд никак нельзя считать за подъем рынка. Наоборот, по мнению эксперта, по итогам ноября и декабря продажи, по сравнению с октябрем, упадут сразу чуть ли не в два раза. Кроме того, нет пока никаких оснований полагать, что в следующем году возможен значительный рост рынка.
«То, что мы видим в октябре в качестве рекордного показателя регистраций тяжелых грузовиков в текущем году, абсолютно закономерно и, по сути, является результатом ажиотажных продаж сентября. Это итог досрочной реализации потребности клиентов, вызванный индексацией утильсбора с 1-го октября 2024-го года и дальнейшим повышением цен», — поясняет Валерий Кузьмин.
Таким образом, подчеркивает он, наиболее существенную долю в этих цифрах дали именно эти «ажиотажные» машины, которые приобретались клиентами по принципу «завтра будет еще дороже», а не потому что рынок вдруг пошел вверх и у бизнеса выросли потребности.
Наоборот, говорит эксперт, сейчас наблюдается резкое охлаждение спроса и падение трафика обращений минимум на 40%. «Мы можем это констатировать по всем каналам рекламы как по собственной аналитике, так и исходя из обратной связи, которую получаем от наших лизинговых партнеров», — отмечает Валерий Кузьмин.
Поэтому прогнозировать какой-то подъем рынка и дальнейший рост абсолютно беспочвенно, так как все реальные ковенанты рынка стали только жестче и имеют потенциал на дальнейшее охлаждение, говорит управляющий партнер компании «ААА «Траксервис».
«Помимо прогноза на 23% по ставке ЦБ в декабре, не будем забывать об изменениях в налоговой системе с 2025-го года: повышении налога на прибыль до 25%, введении НДС для УСН, планы по изменениям в системе контроля рынка грузоперевозок... Плюс, дефицит водителей, рост зарплат и другие про-инфляционные факторы», — перечисляет эксперт.
По его мнению, продажи новых грузовиков в ноябре и декабре 2024-го года продемонстрируют падение с вершины октября на цифры в диапазоне 6-7 тыс. единиц техники.
«Рынок тяжелой техники (от 16 тонн) не выйдет в плюс год к году: мы ожидаем 120 тыс. единиц по итогу с нисходящим трендом далее. Существенным триггером, который способен изменить это глобальное настроение на рынке, является снятие в перспективе ключевых санкционных ограничений, способное снизить инфляцию, снять перегрев и вернуть экономику на «нормальные рельсы»», — заключает Валерий Кузьмин.
Напомним: с 1-го октября 2024-го года утилизационный сбор в России в рамках запланированной индексации увеличили сразу на 70-85%. Причем теперь вплоть до 2030-го года индексация будет ежегодной. Так, с 1-го января 2025-го года сбор должны поднять еще на 10-20%.