Оказывается, через МАПП «Верхний Ларс» проходит один грузовик в минуту
18 августа 2025 г.16:52

Пресс-служба ФТС РФ
Оказывается, пропускная способность МАПП «Верхний Ларс» между Россией и Грузией такова, что границу здесь пересекает один грузовик в минуту. По крайней мере, такие данные недавно озвучили в Федеральной таможенной службе (ФТС). Правда, проверить указанную скорость сейчас сложно из-за высокого туристического сезона, а зимой — из-за регулярных ограничений, вводимых на Военно-Грузинской дороге на фоне сложных климатических условий.
«С начала 2025-го года фактическая пропускная способность МАПП «Верхний Ларс» составляет в среднем 1 042 грузовых транспортных средства в сутки (1 машина в минуту) и 2 416 единиц легкового и пассажирского транспорта (около 2-х машин в минуту)», — говорится в телеграм-канале ФТС.
Правда, в нем сразу же уточняется, что «в настоящее время пропуск грузовых транспортных средств затрудняется сезонным увеличением потока физических лиц, следующих на легковых и пассажирских транспортных средствах».
Зимой, правда, пропуск транспортных средств будет осложняться другим сезоном — сезоном схода лавин, снеговых завалов, заносов и пр., из-за чего на Военно-Грузинской дороге будут регулярно вводиться ограничения на проезд, а в районе пункта пропуска — скапливаться очереди из машин.
Впрочем, в скором времени указанную фактическую пропускную способность все-таки можно будет проверить хотя бы отдаленно — по тому числу слотов, которое будут выкидывать в системе электронной очереди на каждый день.
Систему же электронной очереди в МАПП «Верхний Ларс» должны будут запустить с 1-го октября. Она упорядочит проезд грузовиков, которые без заранее сделанной брони в принципе не смогут пересечь границу.
Отметим: МАПП «Верхний Ларс» на данный момент остается единственным работающим пунктом пропуска между Россией и Грузией, а потому весь транспортный поток между странами проходит именно через этот участок.
В целом, автомобильный переход всегда отличался образованием больших заторов, поскольку он расположен в ущелье, что, с одной стороны, ограничивает возможности по расширению пункта пропуска, а с другой — чревато сложными климатическими условиями, характерными для горной местности.
Однако после 2022-го года, когда российская логистика на фоне санкций была вынуждена переориентироваться на другие направления, поток транспортных средств через МАПП «Верхний Ларс», через который проходит основной маршрут для доставки товаров из Турции, еще увеличился в разы.
При этом к началу 2024-го года в пункте пропуска завершили масштабные работы по реконструкции, благодаря чему там дополнительно создали 24 полосы для транспорта, а провозные мощности по грузовому направлению нарастили более чем в два раза — до 1,5 тыс. транспортных средств в сутки.
Правда, несмотря на это, очереди в МАПП «Верхний Ларс» все равно остаются (сейчас там зафиксировано почти 1,9 тыс. грузовиков), а перевозчики отмечают, что и большинство новых полос для транспорта остаются закрытыми. Поэтому, например, они считают путь доставки товаров из Турции через Грузию самым непредсказуемым.