Оформление одного контейнерного поезда на Транскаспийском маршруте занимает 30 минут
27 августа 2025 г.16:24

«Казахстанские железные дороги»
Оформление одного контейнерного поезда на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ) занимает 30 минут, в то время как ранее эта процедура длилась до 3 часов. По крайней мере, такие показатели значатся в отчете Министерства транспорта Казахстана. В нем также подчеркивается, что за последние пять лет объем перевозок по транспортному коридору вырос сразу в 6 раз. Правда, основной рост пришелся на период с 2022-го года, когда в отношении России были введены масштабные санкционные ограничения. В принципе, главным образом за счет этого рост и произошел, поскольку Транскаспийский маршрут как раз таки обеспечивает возможность доставки товаров между странами Азии и Европы в обход РФ.
Так, в частности, в 2020-м году объем перевозок по Транскаспийскому маршруту составлял 0,8 млн. тонн, а по итогам 2024-го года он вырос до 4,5 млн. тонн.
Правда, основной рост произошел после 2022-го года. Если в период с 2020-го до 2022-го года перевозки увеличились в 1,875 раза, то с 2022-го по 2024-й года — уже в 3 раза, с 1,5 млн. до 4,5 млн. тонн.
Причиной этого прежде всего стали санкции в отношении России, которые ограничили, а в ряде случае вообще запретили даже транзитные перевозки определенных грузов по территории РФ. В итоге, странам Европы пришлось искать обходные транспортные коридоры для доставки товаров из Китая и других государств Азии.
Основным таким логистическим коридором как раз таки стал Транскаспийский маршрут. Он проходит через Казахстан, который непосредственно граничит с Китаем, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и через Турцию выходит на ЕС.
Причем значительная часть этого маршрута проходит именно через Казахстан, почему от его действий и зависит ускорение перевозок по транспортному пути.
«Существенный рост контейнерных перевозок стал возможен благодаря автоматизации таможенных процедур: теперь оформление одного контейнерного поезда занимает всего 30 минут, ранее эта процедура длилась до трех часов», — отметили в Министерстве транспорта республики.
Там также уточнили, что для развития транспортного коридора создается сеть логистических хабов на протяжении всего маршрута. Так, например, в начале июня в грузинском порту Поти был открыт мультимодальный контейнерный терминал, причем проект был реализован совместно с Казахстаном.
«Недавно совместно с китайской стороной состоялся запуск контейнерного терминала в порту Актау. Успешно функционирует наш «сухой» порт в Сиане», — добавил заместитель министра транспорта Казахстана Максат Калиакпаров.
При этом в ведомстве подчеркнули, что в текущем году рост перевозок по Транскаспийскому маршруту продолжается. По итогам первого полугодия, объем перевезенных грузов по транспортному коридору составил 2,3 млн. тонн, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.