Обмеление Каспийского моря препятствует наращиванию грузовых перевозок

5 марта 2025 г.14:52

Обмеление Каспийского моря препятствует наращиванию грузовых перевозок

commons.wikimedia.org

Снижение уровня воды в Каспийском море приводит к сокращению грузовых перевозок. Об этом, как отмечает ТАСС, заявил председатель правления ЗАО «Азербайджанское каспийское морское пароходство» Тариэль Мирзоев, выступая в Баку на круглом столе «Средний коридор: Связь через Каспийское море». При этом акватория Каспийского моря входит в створ сразу двух актуальных на сегодняшний день международных транспортных коридоров — коридора «Север-Юг» и Транскаспийского маршрута. И если в рамках транспортного коридора «Север-Юг» путь через Каспийское море является одной из трех альтернативных веток, то Транскаспийский маршрут, используемый для связи Азии и Европы в обход России, другого варианта, который проходил бы вне Каспия, не имеет.

«В последние годы в портах и каналах Каспийского моря наблюдается уменьшение глубины воды, что не позволяет паромам работать на полную мощность. Из-за уменьшения глубины воды в казахстанском порту Курык снизилась пропускная способность паромов типа Ro-Pax на маршруте между бакинским портом и этим портом», — рассказал Тариэль Мирзоев.

По его словам, в результате перевозка железнодорожных цистерн на данном маршруте сократилась на 22%, а вагонов — на 10%.

Снижение уровня воды в Каспийском море привело также к сокращению пропускной способности паромов типа Ro-Pax на маршруте «Баку-Туркменбаши». На этом направлении перевозка железнодорожных цистерн снизилась на 37%, вагонов — на 19%.

В прошлом году Азербайджан и Россия по поручению президентов двух стран уже сформировали комиссию, которая займется проблемой обмеления Каспийского моря. Как уточнил тогда премьер-министр Азербайджана Али Асадов, комиссия должна выяснить причины, влияющие на снижение уровня воды, и разработать меры, которые могут этот процесс хотя бы замедлить.

Одновременно в Баку выразили надежду, что к работе комиссии присоединятся и другие прикаспийские государства — Казахстан, Туркменистан и Иран.

По мнению заведующего отделом Института географии Национальной академии наук Азербайджана, доктора географических наук, профессора Амира Алиева, в течение предстоящих десяти лет уровень воды в Каспийском море может снизиться более чем на один метр.

Ученый считает, что обмеление Каспия является естественным процессом, имеющим цикличный характер. Однако это в любом случае негативно сказывается на судоходстве, рыболовстве, добыче нефти и газа и пр.

Напомним: на сегодняшний день акватория Каспийского моря входит в створ сразу двух важных международных транспортных коридоров — коридора «Север-Юг» и Транскаспийского маршрута.

Транспортный коридор «Север-Юг» с 2022-го года является одним из приоритетных для России, поскольку он поддерживает переориентацию российской логистики на восточное и южное направления, обеспечивает выход на страны Азии и Ближнего Востока, а также дает дополнительный вариант доступа к мировому океану — через иранские порты.

Правда, этот коридор имеет сразу три ветки, из которых та, что проходит через Каспийское море, не считается основной, хотя ее использование и планируют нарастить.

А вот Транскаспийский маршрут другого пути, как только через Каспий, не имеет. При этом в последние три года транспортный коридор стараются активно развивать, поскольку он связывает между собой Азию и Европу в обход России и тем самым может минимизировать нарушение режима санкций, беря на себя перевозку санкционных товаров.

Однако наращивание грузового потока на Транскаспийском маршруте может идти только вместе с мерами по обеспечению большей проходимости Каспийского моря. Пока же эта проблема преимущественно решается за счет дноуглубительных работ. Так, например, в прошлом году в Казахстане приступили к дноуглублению портов Актау и Курык.

Вместе с тем стоит отметить, что сейчас перевозки по Транскаспийскому маршруту еще продолжают расти: если по итогам 2022-го года грузооборот транспортного коридора составил 1,5 млн. тонн, то в 2023-м году он уже достиг 2,5 млн. тонн, а в 2024-м году — 4,5 млн. тонн. Правда, такой рост в большей степени обусловен изначально низкой грузовой базой.