Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 4 квартал 2020 года

«Необходимо пересмотреть методику определения стоимости проезда»: Счетная палата проверила концессионные соглашения на строительство дорог

17 ноября 2020 г.10:07

Счетная палата проверила концессионные соглашения на строительство дорог

Пресс-служба ГК «Автодор»

Счетная палата предлагает пересмотреть условия заключения концессионных соглашений на строительство автомобильных дорог. Об этом, как отмечает ТАСС, говорится в пресс-релизе ведомства по итогам проверки соглашений для двух платных трасс — «Новый выход на МКАД» и М-11 «Нева» (участок от МКАД до Солнечногорска, с 15-го по 58-й километр).

Так, в Счетной палате заявили о необходимости пересмотра методики определения стоимости проезда. Сейчас, по условиям соглашений, концессионер может ее устанавливать исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. В результате, тариф за 1 км пути на разных отрезках одной дороги может отличаться более чем в 3 раза.

«На маршруте «Москва – Шереметьево-2» с трафиком 4,6 млн. автомобилей за 2019-й год стоимость проезда для легкового транспорта составила 310 рублей за 10,5 км пути, или 30 рублей за 1 км. По маршруту от Шереметьево-2 до Московского малого кольца с трафиком 70 тыс. автомобилей за год максимальная стоимость проезда составила 250 рублей, но уже за 28 км, или 9 рублей за 1 км», — отметил аудитор Виктор Богомолов.

Участок от МКАД до Солнечногорска, построенный по концессионному соглашению, в принципе, является самым дорогим на трассе М-11 «Нева». Для сравнения с указанными выше тарифами: 1 км пути по остальной дороге от Солнечногорска до КАД Санкт-Петербурга для легкового автомобиля стоит в среднем 2,3 рубля.

В ведомстве также обращают внимание на то, что концессионные соглашения на самом деле не обеспечивают достижение той цели, ради которой они заключались, — сокращение бюджетных расходов. Наоборот, в некоторых случаях расходы бюджета только увеличиваются.

«Заключение концессионных соглашений для строительства этих дорог не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд. рублей. Эту сумму государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход. Причина такой ситуации — длительная процедура изъятия и оформления земельных участков под строительство дорог», — говорится в сообщении Счетной палаты.

Как объяснил аудитор Валерий Богомолов, в России сложилась практика заключения концессий до решения земельных вопросов. В таком случае появляется риск срыва сроков строительства и необходимость дополнительного бюджетного финансирования. «Именно это произошло в ходе реализации проверенных соглашений: из-за нарушения сроков предоставления земельных участков не были соблюдены плановые сроки строительства, эксплуатация этих участков дорог началась с задержкой на 1 и 2 года», — уточнил он.

Второй недостаток концессий, следует из отчета ведомства, — порядок расчета предельного размера дохода, который может оставаться в распоряжении концессионера. Эта норма рассчитана на основе прогнозных значений трафиков, которые определил концедент (представитель государства в рамках соглашений) на этапе проведения конкурсов.

«Все, что больше указанной суммы, считается сверхдоходом, 50% которого нужно направить государству. При этом проверка показала, что прогнозные значения трафика были завышены, из-за чего сверхдоход получен не будет», — подчеркнули в Счетной палате.

«В ходе мероприятий мы достоверно установили, что прогноз трафика завышен и отчетность хромает в пользу концессионера. Фактический трафик в среднем в 2,5 раза ниже прогнозного. При этом актуализация и корректировка прогнозных значений условиями концессионных соглашений не предусмотрена», — добавил Валерий Богомолов.

Недостаточные требования к качеству платных дорог

Счетная палата также предлагает пересмотреть требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам платных автомобильных дорог. «Сейчас они не отличаются от требований к бесплатным дорогам, при этом скоростные режимы разные», — подчеркнули в ведомстве.

«Освещение на участке 15-58 км автодороги «Москва – Санкт-Петербург» устроено согласно установленным требованиям, то есть вблизи населенных пунктов и на транспортных развязках, а это только 30% его протяженности. При этом это — платный участок дороги. Там разрешенные скорости более высокие, это влияет на безопасность движения», — привели пример в Счетной палате.

В свою очередь, в ГК «Автодор», комментируя результаты проверки, заявили, что готовы совместно с аудиторами и Министерством транспорта начать работу по изменению методики определения тарифов на платных трассах.

«Государственная компания также полностью поддерживает необходимость повышения качества услуг и потребительских свойств и готова принять активное участие в разработке дополнительных требований к проектированию и строительству платных автомобильных дорог высших категорий», — подчеркнул первый заместитель главы «Автодора» Сергей Перников.