Начнут ли перевозчики протестовать, если систему «Платон» распространят еще и на региональные дороги?

28 августа 2024 г.17:32

Что будет если «Платон» распространят на региональные дороги?

platon.ru

В начале августа стало известно, что в Министерстве транспорта РФ активно обсуждают вопрос расширения системы «Платон» еще и на региональные дороги. К концу года в ведомстве обещают представить свои расчеты по этому поводу. И если решение будет утверждено, то в ближайшие годы с грузовиков начнут взимать плату за проезд еще как минимум по 70 тыс. км дорожной сети. Вместе с тем внедрение самой системы даже на федеральных трассах, протяженность которых меньше протяженности региональных дорог, в свое время сопровождалось крупными акциями протеста на всей территории страны. Как в этот раз перевозчики встретят расширение «Платона» и как в принципе бизнес оценивает такую перспективу?..

«Да, действительно, внедрение системы в 2015-м году сопровождалось забастовками водителей и поджогами офисов в некоторых регионах. Но, думаю, в случае расширения системы на региональные дороги до такого вряд ли дойдет», — говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.

Впрочем, по его словам, желающие сэкономить водители все равно найдутся. Уже сейчас на просторах интернета активно обсуждаются различные варианты проезда «рамки» системы без оплаты.

Именно поэтому экономический эффект от расширения «Платона» может быть не совсем таким, как по предварительным расчетам.

«Поскольку контроль за соблюдением правил дорожного движения на региональных трассах менее строгий, чем на федеральных, не стоит на них ожидать сборов на уровне федеральных дорог. Кроме того, водители при необходимости смогут найти способы объезда рамок «Платона» по другим региональным дорогам», — поясняет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.

Однако в целом опрошенные нами представители логистического бизнеса положительно оценивают перспективу включения в систему «Платон» еще 70 тыс. км региональных дорог.

«В этом даже есть своя логика. Ремонт дорог должен осуществляться за счет тех, кто ими пользуется и постепенно приводит к необходимости этого ремонта», — отмечает директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.

Как подчеркивает Эдуард Миронов, одним из значительных положительных эффектов «Платона» стало приведение многих километров федеральных дорог в надлежащее состояние. Кроме того, за средства, полученные благодаря системе, удалось расширить участки на некоторых трассах до четырех и более полос.

«Улучшение качества дорог способствует увеличению оборачиваемости транспорта, снижению усталости водителей, а также сокращению числа ремонтов ходовой части тягачей и полуприцепов», — перечисляет положительные эффекты для бизнеса представитель FM Logistic в России.

Вместе с тем директор по логистике транспортной компании Delko Евгений Козырев считает, что к вопросу включения региональных дорог в систему «Платон» следует все-таки относиться с определенной долей осторожности.

С одной стороны, региональная дорожная сеть в текущем состоянии действительно требует значительных улучшений, говорит он. И если собранные средства будут целенаправленно использоваться для ремонта и модернизации, то это позитивно скажется на качестве дорог.

«С другой стороны, опыт показывает, что не все федеральные трассы, несмотря на сборы, находятся в хорошем состоянии», — подчеркивает директор по логистике транспортной компании Delko.

Кроме того, расширение системы «Платон» может привести к увеличению себестоимости перевозок, что, пусть и в небольшой степени, отразится на конечной цене товаров.

«Если аналогичная ставка будет введена и для региональных дорог, это приведет к увеличению себестоимости перевозок. В итоге это неизбежно отразится на конечном потребителе», — подтверждает Евгений Козырев.

«С экономической точки зрения, доля платы за возмещение ущерба, наносимого федеральным дорогам транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, составляет 2-6% в общей стоимости грузоперевозки. Поскольку ставка в системе индексируется прозрачно и ежегодно в начале года, бизнес имеет возможность заранее прогнозировать это повышение и учитывать его в себестоимости транспортировки», — поясняет Эдуард Миронов.

Однако при увеличении количества платных участков стоимость доставки в этих регионах также вырастет, что может оказывать небольшой, но все же негативный эффект на инфляцию, продолжает он.

Правда, Игорь Чернышев опасается, что в конечном итоге основное повышение тарифа снова возьмут на себя транспортные компании.

«Мы пока не знаем, каким будет тариф. В любом случае не выше, чем уже действующий на федеральных трассах. Мы как транспортная компания будем обязаны его вносить оператору. А вот удастся ли его учитывать в тарифах на доставку грузов, зависит от рынка. Пока лишних денег действующие тарифы на грузоперевозки не оставляют», — заключает директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.

Почему именно 70 тыс. км региональных дорог?

Со слов министра транспорта РФ Романа Старовойта можно понять, что в случае расширения «Платона» в систему включат не все региональные дороги, а только те, которые входят в опорную сеть и потому несут на себе нагрузку наравне с федеральными трассами.

А в опорную сеть как раз таки входит около 70 тыс. км региональных дорог.