На реализацию транспортной стратегии России до 2035 года потребуется более 60 трлн. рублей

24 ноября 2021 г.18:00

На реализацию транспортной стратегии потребуется более 60 трлн. рублей

Росавтодор

Реализация транспортной стратегии России до 2030-го года с прогнозом до 2035-го года потребует более 60 трлн. рублей. Такие данные приводит информационное агентство ТАСС, в распоряжении которого есть копия обновленного проекта стратегии.

«Для реализации целей стратегии потребуется (в сопоставимых ценах 2020-го года) при базовом сценарии немногим менее 25 трлн. рублей бюджетных средств и 38 трлн. рублей внебюджетных средств», — отмечается в документе.

При этом стратегия разделена на два сценария — базовый и «агрессивный» (оптимистичный). Согласно базовому сценарию инвестиции в отрасль вырастут со средних темпов в 2,3% ВВП в 2014-2019 годах до среднего значения в 2,6% в 2021-2024 годах (по подсчетам Министерства транспорта, 13,5 трлн. рублей), 2,95% ВВП (или 26 трлн. рублей) в 2025-2030 годах и до пиковых значений в 3,1% ВВП в 2030-м году.

С 2031-го по 2035-й год финансирование должно составить 23 трлн. рублей, или 2,7% ВВП.

Как подчеркивается в проекте, увеличение инвестиций до 3,1% ВВП будет соответствовать среднемировому уровню.

«Это минимально потребный уровень инвестиций, достаточный для обеспечения запланированного развития единой опорной транспортной сети и реализации национальных проектов «Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024-го года», «Безопасные качественные дороги», стратегических документов инфраструктурных компаний (ОАО «РЖД», государственная компания «Автодор», ФГУП «Росморпорт» и др.)», — говорится в документе.

«Агрессивный» сценарий

Вместе с тем на уровень ведущих стран мира транспортную отрасль России может вывести «агрессивный» сценарий, который предусматривает рост инвестиций до 4% ВВП к 2025-му году.

«Данный сценарий предполагает кратный рост инвестиций в развитие инфраструктуры городских агломераций (рельсовый каркас и автомобильные дороги), реализацию значительного числа дополнительных проектов развития морских портов и подходов к ним», — говорится в документе. При этом в нем отмечается, что оптимистичный сценарий возможен при «значительных темпах роста инвестиций в обеспечивающие отрасли: строительство, производство стройматериалов, машиностроение и прочие».

Предполагается, что до 2024-го года наибольшая доля инвестиций — почти треть — будет приходиться на железнодорожную отрасль благодаря капиталоемким проектам РЖД. С 2025-го по 2035-й год перевес уже будет за автодорожной отраслью (до 33-35%).

«В сумме до 2035-го года объем инвестиций составит более 10 трлн. рублей на все виды транспорта (городской наземный электрический транспорт, метрополитен, железные дороги в агломерациях, обновление подвижного состава). «Агрессивный» сценарий развития инфраструктуры предполагает достижение 16 трлн. рублей инвестиций в этот сектор», — уточняется в проекте стратегии.

Дорожные фонды

В документе подчеркивается, что строительство федеральных дорог реализуется за счет наполнения дорожного фонда, федерального бюджета, а также бюджета субъектов РФ и местных бюджетов. По итогам 2019-го года расходы дорожного фонда составили 764 млрд. рублей.

«Начиная с 2022-го по 2024-й год объем федерального дорожного фонда будет увеличиваться на сумму, равную 8,4%, в 2022-м году, 16,7% — в 2023-м году и 25,1% — в 2024-м году от прогнозируемого объема средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет от акцизов на нефтепродукты. Данные средства предполагается направить в полном объеме в виде межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги» в субъектах Российской Федерации, — говорится в проекте стратегии.

«Таким образом, напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации в период с 2021-го по 2024-й год будет зачисляться 74,9% доходов федерального бюджета от акцизов на нефтепродукты, а с 2025-го [года] — 100%», — уточняется в документе.

К 2025-му году общий объем федерального и региональных дорожных фондов должен увеличиться до 2,3-2,5 трлн. рублей, а к 2030-му году — до 2,8-3 трлн. рублей. «Для выполнения целей стратегии необходимо обеспечить стабильный уровень наполнения дорожных фондов в реальном выражении за счет параметров налогового регулирования и прочих мероприятий, а также приоритизировать расходы дорожных фондов», — предупреждают авторы стратегии.

О стратегии

Министерство транспорта разрабатывает новую транспортную стратегию еще с прошлого года. Основными направлениями развития системы транспорта должны стать формирование транспортного каркаса, цифровизация отрасли, развитие инфраструктурных проектов. По поручению президента РФ Владимира Путина, Кабинет министров должен доработать и утвердить стратегию до 20-го декабря текущего года. При этом на прошлой неделе в Министерстве транспорта не исключали, что Правительство рассмотрит вопрос транспортной стратегии на заседании 24-го ноября.