На границе Беларуси с Польшей стоит более 1,6 тыс. грузовиков

12 декабря 2024 г.11:50

На границе Беларуси с Польшей стоит более 1,6 тыс. грузовиков

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

На границе Беларуси со странами Евросоюза скопилось 3,5 тыс. грузовых автомобилей, следует из данных Государственного пограничного комитета РБ. Наибольшая очередь наблюдается в районе пункта пропуска «Козловичи», где въезда в Польшу ожидают более 1,6 тыс. грузовиков. В белорусском ведомстве сложившуюся ситуацию традиционно объясняют медленной работой сопредельных пограничной и таможенной служб. Вместе с тем подобные заторы можно назвать обычным явлением для высокого предновогоднего сезона в логистике. До введения санкций на границе между Беларусью и странами ЕС очереди из грузовиков растягивались и до 5 тыс. транспортных средств и более.

Напомним: на данный момент на фоне санкционных ограничений из 14 автомобильных пунктов пропуска между Беларусью и ЕС действуют только пять переходов, а непосредственно для грузового сообщения — четыре перехода.

Так, на границе с Латвией открыт пункт пропуска «Григоровщина», на границе с Литвой — «Каменный Лог» и «Бенякони», на границе с Польшей — «Брест» и «Козловичи». Причем пункт пропуска «Брест» принимает только пассажирский транспорт, а грузовое сообщение на границе с Польшей возможно исключительно через пункт пропуска «Козловичи».

Вот именно перед этим переходом сейчас и числится 1 630 грузовиков.

Правда, стоит отметить, с 1-го января 2024-го года в «Козловичах» действует электронная очередь, а в октябре этого года здесь сделали более комфортным ожидание своей брони на въезд. Так, теперь перевозчики, зарегистрировавшись в электронной очереди, могут отъехать от границы (например, в Брест), поставить там свою машину на любой пригодной для этого стоянке и отдыхать.

Прибыть в зону ожидания в пункте пропуска перевозчик должен в течение двух часов с того момента, как его статус в системе изменился на «вызван в ПП».

При этом основной поток через пункт пропуска «Козловичи» — это грузовые автомобили, зарегистрированные в государствах ЕС, поскольку ранее, еще в феврале 2023-го года, Польша разрешила проезд через этот пограничный переход только машинам из Евросоюза и из Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн).

Грузовики из стран Азии и Кавказского региона, как правило, следуют в Европу через границу с Литвой и Латвией. Сейчас в пунктах пропуска на границе с Литвой совокупно скопилось 1 300 грузовых автомобилей: 570 машин — перед «Каменным Логом», 730 транспортных средств — перед «Беняконями».

В свою очередь, въезда в Латвию перед пунктом пропуска «Григоровщина» ожидают 570 грузовиков.

Таким образом, всего на границе Беларуси со странами ЕС стоит 3,5 тыс. грузовых автомобилей.

В Государственном пограничном комитете РБ ситуацию на границе традиционно объясняют медленной работой сопредельных служб. Так, по подсчетам ведомства, в «Козловичах» пропускают менее 60% транспортных средств от нормы, в «Григоровщине» — 28%, а в «Беняконях» — всего 26% от нормы.

Вместе с тем на самом деле большие очереди на границе — это обычное явление в логистике в преддверии Нового года. Прежде, когда в отношении России и Беларуси со стороны ЕС не были введены масштабные санкционные ограничения, заторы в пограничных переходах исчислялись еще большим количеством транспортных средств, вплоть до 5 тыс. машин.