На границе Беларуси с Польшей стоит более 1,6 тыс. грузовиков
12 декабря 2024 г.11:50
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
На границе Беларуси со странами Евросоюза скопилось 3,5 тыс. грузовых автомобилей, следует из данных Государственного пограничного комитета РБ. Наибольшая очередь наблюдается в районе пункта пропуска «Козловичи», где въезда в Польшу ожидают более 1,6 тыс. грузовиков. В белорусском ведомстве сложившуюся ситуацию традиционно объясняют медленной работой сопредельных пограничной и таможенной служб. Вместе с тем подобные заторы можно назвать обычным явлением для высокого предновогоднего сезона в логистике. До введения санкций на границе между Беларусью и странами ЕС очереди из грузовиков растягивались и до 5 тыс. транспортных средств и более.
Напомним: на данный момент на фоне санкционных ограничений из 14 автомобильных пунктов пропуска между Беларусью и ЕС действуют только пять переходов, а непосредственно для грузового сообщения — четыре перехода.
Так, на границе с Латвией открыт пункт пропуска «Григоровщина», на границе с Литвой — «Каменный Лог» и «Бенякони», на границе с Польшей — «Брест» и «Козловичи». Причем пункт пропуска «Брест» принимает только пассажирский транспорт, а грузовое сообщение на границе с Польшей возможно исключительно через пункт пропуска «Козловичи».
Вот именно перед этим переходом сейчас и числится 1 630 грузовиков.
Правда, стоит отметить, с 1-го января 2024-го года в «Козловичах» действует электронная очередь, а в октябре этого года здесь сделали более комфортным ожидание своей брони на въезд. Так, теперь перевозчики, зарегистрировавшись в электронной очереди, могут отъехать от границы (например, в Брест), поставить там свою машину на любой пригодной для этого стоянке и отдыхать.
Прибыть в зону ожидания в пункте пропуска перевозчик должен в течение двух часов с того момента, как его статус в системе изменился на «вызван в ПП».
При этом основной поток через пункт пропуска «Козловичи» — это грузовые автомобили, зарегистрированные в государствах ЕС, поскольку ранее, еще в феврале 2023-го года, Польша разрешила проезд через этот пограничный переход только машинам из Евросоюза и из Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн).
Грузовики из стран Азии и Кавказского региона, как правило, следуют в Европу через границу с Литвой и Латвией. Сейчас в пунктах пропуска на границе с Литвой совокупно скопилось 1 300 грузовых автомобилей: 570 машин — перед «Каменным Логом», 730 транспортных средств — перед «Беняконями».
В свою очередь, въезда в Латвию перед пунктом пропуска «Григоровщина» ожидают 570 грузовиков.
Таким образом, всего на границе Беларуси со странами ЕС стоит 3,5 тыс. грузовых автомобилей.
В Государственном пограничном комитете РБ ситуацию на границе традиционно объясняют медленной работой сопредельных служб. Так, по подсчетам ведомства, в «Козловичах» пропускают менее 60% транспортных средств от нормы, в «Григоровщине» — 28%, а в «Беняконях» — всего 26% от нормы.
Вместе с тем на самом деле большие очереди на границе — это обычное явление в логистике в преддверии Нового года. Прежде, когда в отношении России и Беларуси со стороны ЕС не были введены масштабные санкционные ограничения, заторы в пограничных переходах исчислялись еще большим количеством транспортных средств, вплоть до 5 тыс. машин.