На фоне кризиса в Красном море растет потенциал Транскаспийского маршрута
18 января 2024 г.10:54
commons.wikimedia.org
Кризис в Красном море открывает новые возможности для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута и его использования в мировой торговле. Как отмечает ТАСС, такое мнение высказал глава Международной ассоциации перевозчиков Шерафеттин Арас, подчеркнув, что ведущую роль в реализации этого проекта может сыграть Турция. Вместе с тем напомним, что этот транспортный коридор сейчас и так активно развивается в связи с санкциями в отношении России, поскольку позволяет доставлять грузы из Китая в Европу в обход территории РФ.
«События в Красном море повысили значение Среднего [Транскаспийского] коридора. Турция с ее логистическим и инвестиционным потенциалом может сыграть ведущую роль в реализации этого проекта и раскрытии его возможностей для мировой торговли, особенно между Европой и Азией», — заявил Шерафеттин Арас в интервью изданию Ekonomim.
Он напомнил, что Транскаспийский коридор начал входить в мировую логистическую повестку в начале 2000-х годов в качестве «эффективного маршрута в рамках концепции Нового шелкового пути для перевозки грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы».
«Напряженность в отношениях Запада с Россией и Китаем и расширение санкций «ЕС – США» в отношении РФ и Ирана сделали Средний коридор привлекательным для США и западных экономик. С учетом того, что одна из основных артерий китайского проекта «Один пояс – один путь» проходит через Центральную Азию, потенциал «Туранского коридора», которому придают важное значение в тюркском мире, будет только расти», — подчеркнул Шерафеттин Арас.
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), известный также как Средний коридор, связывает Китай и страны Европы через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию. В последние два года после введения санкций в отношении России он действительно получил дополнительный стимул для развития, поскольку позволяет доставлять товары между Китаем и Евросоюзом в обход территории РФ. Основным игроком в створе этого логистического маршрута считается Казахстан.
В свою очередь, ситуация с грузовыми перевозками в Красном море осложнилась из-за движения йеменских хуситов «Ансар Аллах», которые после обострения палестино-израильского конфликта в секторе Газа заявили, что будут наносить удары по территории Израиля и не позволят связанным с ним судам проходить через Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив, пока операция в палестинском анклаве не будет прекращена.
По подсчетам Центрального командования Вооруженных сил США, с середины ноября прошлого года хуситы атаковали более 20 гражданских судов в Красном море. В результате международные морские операторы были вынуждены изменить маршруты перевозок, пустив контейнеровозы вдоль африканского побережья, что увеличило сроки и стоимость доставки товаров.
В ночь на 12-е января вооруженные силы США и Великобритании, используя самолеты, корабли и подводные лодки, атаковали объекты «Ансар Аллах» в ряде городов Йемена.