На дороги Татарстана выезжают радары на колесах

24 января 2018 г.13:32

Татарстан может стать первым регионом, где будут внедрены мобильные радары — немецкая разработка, внедренная в Европе. На территории республики курсирует пока тестовый образец LADA Largus, который и в движении, и в стационарном положении за километр вычисляет превышение скорости и выезд на встречку. Пока собранные нарушения в штрафы не конвертируются, а саму конструкцию автомобиля еще предстоит узаконить.

На дороги Татарстана в тестовом режиме выведен «Радар-робот», или Robot-MultiRadar, разработка немецкой компании Jenoptik Traffic Solution Division. Мобильным радаром оснащен автомобиль LADA Largus, который уже курсирует по дорогам республики. Высокоточная 11-мегапиксельная камера, установленная на месте номерного знака, способна запечатлеть номера авто и даже лицо водителя с расстояния до одного километра, а видеокамера делает запись в моменты до и после фиксации. Прибор позволяет фиксировать такие нарушения правил дорожного движения, как парковка в неположенном месте, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет. Главная функция робота — замер скорости — ведется радаром на частоте 24,1 ГГц, фиксируются скорости от 10 до 250 км/час, максимально возможная погрешность измерения — +/- 1 км/час при скоростях до 100 км/час и +/- 1% при скоростях выше 100 км/час. Быстродействующий цифровой процессор анализирует отраженные от автомобиля волны и замеряет среднюю скорость движения на определенном участке.

С этими приборами уже знакомы водители Европы, но в России в рабочем режиме он может появиться именно на территории Татарстана. Весть о модном и опасном для нарушителей радаре еще на прошлой неделе разнеслась по автосообществам республики через мессенджер Whatsapp и соцсети. Сообщения гласили, что в Казань привезли сразу 30 машин. Вместо противотуманных фар на автомобиле установлена вспышка, а на месте номерного знака — камера. Злые языки в среде таксистов и автомобилистов нововведение уже окрестили «золотой антилопой» по аналогии с персонажем одноименного советского мультфильма 1954-го года, высекавшим монеты ударом копыт.

В ГИБДД РТ пояснили, что на дорогах республики пока курсирует только один автомобиль с установленным на нем радаром и работает он в тестовом режиме. «Прибор позволяет фиксировать нарушения режима в движении и в стационарном положении, важно понять, что на дорогах сейчас работает экспериментальный образец и все правонарушения, которые он выявляет, не будут превращаться в штрафы для водителей», — успокоил автомобильную общественность начальник ГИБДД РТ Ленар Габдурахманов.

Как он пояснил, спецавтомобиль был приобретен за счет республиканского бюджета и сейчас находится на балансе РТ. «После того как мы все проверим и опробуем, будем делать выводы и принимать решения, следует ли закупать эти спецавтомобили и в каком количестве, — отметил Ленар Габдурахманов. — Все зависит от того, как они себя покажут. Подчеркну, эффективность будет измеряться не количеством выявленных нарушений и наложенных штрафов, а снижением числа ДТП и правонарушений на дорогах республики. Мы рассчитываем на то, что само наличие таких автомобилей на улицах и трассах, а также в местах концентрации ДТП будет дисциплинировать водителей, что в итоге повысит безопасность на дорогах. А для тех водителей, которые правила не нарушают, появление этих автомобилей ничего не изменит».

Отметим, «Робот» неприхотлив и практически не нуждается в обслуживании, но при этом способен мониторить одновременно до 6 полос движения как во встречном, так и в попутном направлении, а передача данных ведется через единую компьютерную сеть. В республиканской ГИБДД пояснили, что в Татарстане прибор будет использоваться для фиксации двух типов нарушений — скоростного режима и выезда на полосу встречного движения в зоне действия запрещающих знаков. Причем автомобиль для этих целей может использоваться как в статичном положении, так и в движении.

Robot-MultiRadar за сутки может сменить несколько локаций, представляющих собой территории повышенной аварийности, а при передвижении с одной точки в другую он будет фиксировать нарушение скоростного режима. Однако у автовладельцев больше вопросов вызвал радар, установленный на месте номерного знака. «По сути, в конструкцию автомобиля внесены изменения, которые должны быть зарегистрированы, — для этого необходимо получить разрешение в специальной лаборатории, — пояснил Ленар Габдурахманов. — Пока оборудование должным образом не оформлено, поэтому водитель автомобиля может быть сам привлечен к административной ответственности по статье 12.5 КоАП («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»)».

В свое время появление на дорогах камер автофиксации нарушений стало революцией: хрестоматийных гаишников, прячущихся в кустах, вытеснила автоматика, и количество штрафов выросло в разы. Втрое уменьшается на таких трассах и число нарушений, по крайней мере, если верить аналитике самой «Автодории», снабжающей Татарстан камерами. Похоже, теперь пришло время следующего шага — легко представить тот день, когда скрытой камерой будет оснащен каждый автомобиль ДПС, а то и машины добровольных помощников ГИБДД.

Впрочем, некоторые водители давно пользуются радар-детекторами, которые предупреждают лихачей о приближении к мобильному или стационарному радару. На форумах автовладельцев даже открыто называются антирадары, которые могут «побороть» Multaradar, — корейский Street Storm STR 9520 или 9540EX, американский Whistler 68 PRO — оба якобы пеленгуют «Робота» с расстояния до двух километров. При этом радиус действия последнего составляет 1 км, и если до вхождения в зону действия радара водитель не успеет сбросить скорость, то штраф нарушителю обеспечен. Вместе с тем стоимость таких приборов весьма ощутимо бьет по бюджету и составляет от 7 до 10 тыс. рублей и выше.

Не дешевле ли соблюдать скоростной режим?..

БИЗНЕС Online