Мнение: Продолжение работ по углублению Волго-Каспийского канала необходимо для развития транспортного коридора «Север-Юг»

23 сентября 2025 г.14:00

Необходимо продолжать работы по углублению Волго-Каспийского канала

Пресс-служба Росморречфлота

Представители портового комплекса и логистических компаний считают систематические дноуглубительные работы Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) необходимым условием устойчивого роста грузооборота через Астраханский воднотранспортный узел, поскольку это обеспечивает возможность полной загрузки судов. Об этом ТАСС сообщили в Министерстве промышленности, торговли и энергетики региона. К тому же, через этот канал проходит международный транспортный коридор «Север-Юг», являющийся сейчас приоритетным для России, так как открывает ей выход на страны Ближнего Востока.

Напомним: недавно в СМИ сообщили о том, что работы по углублению Волго-Каспийского морского судоходного канала для поддержания проходной осадки судов на уровне 4,5 метров могут прекратить.

В публикациях пояснялось, что этот процесс считают экономически неэффективным из-за незначительного количества заходов судов с осадкой 4,2-4,5 метра в порты Астрахань и Оля, а также из-за сохранения тенденции на обмеление Каспийского моря.

«Представители портового комплекса и логистических компаний подтверждают необходимость проведения систематических дноуглубительных работ как условие устойчивого роста грузооборота через Астраханский воднотранспортный узел», — отметили вместе с тем в Министерстве промышленности, торговли и энергетики Астраханской области.

Там подчеркнули, что рейсы как раз таки могут конкурировать по стоимости при полной загрузке судов, что обеспечивается необходимой глубиной проходной осадки.

Одновременно в ведомстве уточнили, что сейчас, несмотря на весь комплекс мероприятий по дноуглублению, из-за наличия сгонных ветровых явлений и наноса грунта гарантированная глубина в канале периодически уменьшается, а на некоторых участках фактически остается на уровне 4,2 метра.

Таким образом, участники внешнеэкономической деятельности должны заблаговременно планировать перевозки с учетом текущей осадки, что в том числе отражается на количестве заходов судов с осадкой 4,2-4,5 метра в порты Оля и Астрахань.

В свою очередь, в ФГБУ «АМП Каспийского моря» подтвердили, что доля таких судозаходов действительно остается незначительной. Так, в прошлом году и за истекший период 2025-го года их количество составило всего около 40 единиц.

Правда, в региональном министерстве считают, что такой показатель является закономерным, поскольку формирование новых грузовых потоков и перестройка логистических схем требует времени. Там подчеркивают, что потенциал дальнейшего роста сохраняется. Однако для его реализации дноуглубительные работы Волго-Каспийского канала должны носить системный и плановый характер.

При этом стоит отметить, что через Астраханскую область проходит центральная ветка международного транспортного коридора «Север-Юг», который ведет к портам Ирана в Персидском заливе и тем самым открывает России выход на страны Ближнего Востока, а также Африканского континента.

Сейчас, в условиях санкционных ограничений и переориентации грузовых потоков, этот логистический маршрут является одним из приоритетных для РФ. Специально для его развития еще в 2020-м году в Астраханской области был создан Каспийский кластер, который как раз таки объединяет ОЭЗ «Лотос» и особую экономическую зону, созданную в районе порта Оля.