Круглогодичную навигацию планируют запустить в восточном секторе Северного морского пути
31 мая 2024 г.12:54
Пресс-служба «Росатома»
До конца 2024-го года начнется круглогодичная навигация в восточном секторе Северного морского пути (СМП). Об этом, как отмечает ТАСС, в ходе Морского конгресса во Владивостоке сообщил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. К восточному сектору транспортного коридора относятся море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.
«Ключевым вызовом для достижения намеченного объема грузопотока по СМП является обеспечение своевременного строительства всех планируемых судов грузового и ледокольного флота в условиях введенных санкционных ограничений. На сегодня в акватории СМП работает десять ледоколов, семь из которых атомные, за счет чего уже в этом году планируется начать круглогодичную навигацию судами высокого ледового класса в восточном секторе Севморпути», — рассказал Гаджимагомед Гусенов.
Он уточнил, что к 2030-му году предстоит построить еще девять ледоколов, включая флагман арктического флота — атомный ледокол «Россия», который сейчас уже строится в Приморском крае на судоверфи «Звезда».
«Общая потребность грузовых судов для наших ключевых инвестиционных проектов в Арктике — для обеспечения грузопотока по СМП — составляет более 120 судов, строительство которых предусмотрено в перспективном плане строительства гражданских судов до 2035-го года», — отметил Гаджимагомед Гусейнов.
При этом он напомнил, что Северный морской путь является приоритетным для России транспортным коридором. Его развитие осуществляется по поручению президента РФ, общие инвестиции оцениваются в 2 трлн. рублей.
«Северный морской путь уже сейчас стал ключевым транспортным коридором перевозки отечественной продукции крупных инвестиционных проектов в Арктике, — подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов. — В прошлом году по нему установлен рекордный грузопоток — 36 млн. тонн. В перспективе грузопоток должен превысить 150 млн. тонн к 2030-му году и более 200 млн. тонн к 2035-му году».
Причем уже по итогам этого года, в соответствии с ранее озвученными планами, объем грузовых перевозок по Северному морскому пути должен более чем в два раза превысить показатели прошлого года, достигнув значения в 80 млн. тонн.
Северный морской путь полностью проходит в акватории РФ, а потому в условиях санкционных ограничений и считается приоритетным для России транспортным коридором.
На данный момент по этому логистическому маршруту главным образом выполняются внутренние перевозки, в том числе в рамках «северного завоза» необходимых товаров в отдаленные регионы Дальнего Востока и Сибири. Такие перевозки субсидируются из федерального бюджета, что снижает стоимость доставки товаров для грузовладельцев.
В этом году запланировано три каботажных субсидируемых рейса по Северному морскому пути, первый рейс по маршрут «Архангельск – Сабетта – Корсаков – Восточный порт – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Архангельск» будет выполняться с июля по сентябрь.
В то же самое время Россия стремится привлечь к развитию транспортного коридора и другие страны, главным образом Китай и Индию. Так, например, недавно российская и китайская стороны договорились создать совместную комиссию по расширению транзита по Северному морскому пути, который по итогам прошлого года составил всего 2 млн. тонн из общего объема в 36 млн. тонн.