Когда в регионе проблемы с дорогами и мостами: грузы в отдаленные районы Якутии будут доставлять вездеходами
10 августа 2023 г.15:15
ГУ МЧС РФ по Республике Саха (Якутия)
В Якутии запустили пилотный проект по перевозке грузов в труднодоступные населенные пункты вездеходами повышенной проходимости «Бурлак». Об этом ТАСС рассказал председатель совета Якутского регионального отделения Российского союза спасателей Николай Находкин. Правда, грузоподъемность таких вездеходов составляет 2 тонны, еще 1,5 тонны можно везти на прицепе.
«Согласовали с Министерством транспорта и дорожного хозяйства региона совместный пилотный проект испытания вездеходов «Бурлак» по маршруту от города Удачного до села Оленек (расположено на северо-западе Якутии), а также из Удачного до села Эйик. При положительных испытаниях Минтранс Якутии внесет предложения руководству республики о создании единой компании, оказывающей услуги по перевозке пассажиров и грузов в труднодоступных районах республики», — отметил Николай Находкин.
При этом он пояснил, что команда также попробует маршрут «Накын – Чукар (Нюрбинский район) – Якутск». «Впервые проедем по этим маршрутам в летнее [время] в условиях большой заболоченности», — уточнил собеседник агентства.
«Северный завоз» все еще выполняется по советским схемам
Как подчеркнул Николай Находкин, «северный завоз» в России все еще осуществляется по тем же самым схемам, что и в советское время, несмотря на то, что, во-первых, появились новые возможности, а во-вторых, сильно изменились природные условия.
«С тех пор сильно потеплело. Раньше к 7-му ноября можно было из Якутска переехать на другую сторону реки Лены, а сейчас переправа открывается только к Новому году. Для обеспечения северных населенных пунктов, удаленных от судоходных рек, сильно сократилось время работы зимников. Это касается не только арктических районов», — отметил собеседник агентства.
Так, в частности, по данным группы экспертов Института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН и Северо-Восточного федерального университета, которые разработали индекс устойчивости зимних дорог в Якутии до 2050-го года, в пяти из шести ключевых районов эксплуатация зимних дорог подвержена повышению температуры воздуха в ближайшем будущем.
Особенно уязвимым к изменению климата является зимнее дорожное сообщение в Олекминском и Усть-Майском районах Якутии. В Олекминском районе магистральный зимник связывает районный центр с Якутском, но имеет наименьшую продолжительность эксплуатации и открывается в конце сезона.
Власти пытаются закрыть возникающие проблемы, организуя т.н. «зеленые» авиарейсы, которые доставляют овощи в отдаленные поселения.
«Это временное решение. Нужно по-другому рассматривать концепцию организации «северного завоза» в отдаленные населенные пункты, перестать ориентироваться на советские стандарты», — подчеркивает Николай Находкин.
«[Сейчас] используются советские крупнотоннажные грузовые автомобили, которые морально и физически устарели. Тем более что сроки межсезонья и бездорожья увеличились. В республике нет крупной автотранспортной компании, которая могла бы системно обновляться, ремонтироваться, вводить новые виды транспорта. Весь наземный транспорт, используемый для «северного завоза», принадлежит частникам, у которых нет ресурсов на испытания новой техники и развитие», — пояснил эксперт.
Как обеспечить круглогодичную доставку товаров?
Сам Николай Находкин много лет руководил службой спасения Якутии и участвовал в испытании различных типов вездеходных машин.
«В этом году при испытании вездеходов «Бурлак» в рамках учений МЧС «Безопасная Арктика» отметил сравнительно высокую грузоподъемность — до 2 тонн груза и 1,5 тонны на прицепе. Для небольшой деревни это нормальный объем. Для пробы мы за сутки довезли в пятидесятиградусные морозы фрукты, овощи, яйца из Якутска в село Себян-Кюель в Кобяйском районе. Около 3 тыс. км проехали по Верхоянским горам, где нет ни заправок, ни гаражей, местами нет и зимников. Машины показали себя хорошо», — рассказал эксперт.
«При успешном запуске проекта Оленекский район уже не будет полностью зависеть от «северного завоза» и появится круглогодичная доставка продовольственных товаров. При массовом использовании таких автомобилей возможно снижение расходов на обустройство и содержание зимников. «Бурлаки» могли бы перевозить не только товары из перечня социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) первой необходимости, но и пассажиров, почту и медикаменты», — считает собеседник агентства.
Например, время доставки строительного материала водным транспортом до административного центра Эвено-Бытантайского улуса — села Батагай-Алыта — составляет около 400 суток. «С новой техникой возможно завозить СЗПТ за четверо суток. Это в 100 раз быстрее», — подчеркивает Николай Находкин.
Однако по его мнению, для обслуживания и ремонта машин необходимо создать единую транспортную компанию. «Это позволит системно подбирать и обучать людей. Самые большие ошибки допускаются при эксплуатации вездеходов. Необходимо специально обучать водителей таких автомобилей, только тогда они могут прослужить долго. Должен появиться и сервисный центр, с наличием всех расходных и запасных частей», — добавил собеседник агентства.
О вездеходах «Бурлак»
Вездеходы «Бурлак» различных модификаций производятся на заводе в Кургане, работают в Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в республиках Коми и Якутия, в Красноярском и Забайкальском краях, в Свердловской и Магаданской областях, а также в Антарктиде. Машины прошли опытную эксплуатацию в МЧС России, военизированных структурах, крупных добывающих компаниях.
В частности, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Якутии в апреле этого года приобрело вездеход «Бурлак» для Усть-Янского дорожного участка. Работники предприятия «Дороги Арктики» перемещаются на вездеходе по участкам дорог, где нельзя ездить на обычном транспорте.