Когда от «Большого Брата» больше пользы, чем угрозы

7 декабря 2017 г.17:10

2020-й год в России обещает стать знаковым для автомобильного транспорта и сферы грузоперевозок в том числе. По крайней мере, новости, поступающие от разных ведомств и органов власти (Минтранса, Ространснадзора, Правительства), сходятся именно на этой дате и, по сути, повторяют одну и ту же мысль — о создании единой информационной системы контроля транспортных средств.

Или, как выразился в октябре прошлого года бывший тогда заместителем министра транспорта Алексей Цыденов, Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями (ЕГСНИ).

Почему именно 2020-й год, догадаться не трудно: по идее, аккурат к этому времени все автомобили, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, должны быть оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС. Да, законом обязательное оборудование этой системой предусмотрено уже с нынешнего года, однако фактически осталась лазейка в виде ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Документ, выданный до того, как оснащение системой ЭРА-ГЛОНАСС стало обязательным, продолжает действовать, а срок его действия как раз таки исчисляется тремя годами.

Почему столько чаяний возложено именно на ЭРА-ГЛОНАСС, тоже понятно. Сама по себе система в том виде, в каком она сейчас массово внедряется, имеет, правда, ограниченную функцию — экстренное реагирование в случае ДТП: срабатывание при аварии (предусмотрен ручной вызов и автоматический режим), определение по спутниковым сигналам координат транспортного средства и незамедлительное направление на место происшествия оперативных служб — Скорой помощи, МЧС, МВД. Но тот факт, что в основу системы заложены навигационные технологии, и то, что она обязательна абсолютно для всех, открывает широкие возможности для ее применения.

По крайней мере, система ЭРА-ГЛОНАСС уже используется некоторыми транспортными компаниями для мониторинга принадлежащего им транспорта, а изменения в соответствующий федеральный закон, внесенные в июле 2015-го и разрешающие АО «Глонасс» оказание таких коммерческих услуг, предусматривают также «обязательное использование информационного ресурса и/или программно-технических средств системы ЭРА-ГЛОНАСС при создании государственных информационных систем».

В общем, именно ЭРА-ГЛОНАСС, обязательная для оснащения всех автомобилей, рискует стать отличной базой для слежения за ними.

«1984»

После того как Алексей Цыденов озвучил предложения по созданию ЕГСНИ (в том числе «в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности»), в средствах массовой информации и на форумах тотчас вспомнили Оруэлла, Большого Брата и вволю поострили на тему «Ну, теперь осталось только чип вживить… Мол, это для вашей же безопасности…».

Единая информационная система контроля

Появление таких аналогий, в принципе, вполне объяснимо: постоянное подключение к системе спутникового слежения (а не только в результате ДТП) означает, что можно определить местоположение любой машины и восстановить историю ее передвижения. А тот факт, что вся разрозненная информация об автомобиле будет централизованно сливаться на единую платформу, как бы намекает: где-то образуется уникальное хранилище, содержащее исчерпывающее персональное досье на каждого автовладельца.

То есть: как ни крути, а от ФСБ, МВД и прочих доблестных служб уже не спрячешься…

И хотя такое расширение функционала ЭРА-ГЛОНАСС для личного автотранспорта действительно настораживает и оставляет открытыми массу вопросов (не в последнюю очередь и «А как же быть с неприкосновенностью частной жизни, свободой перемещения и прочими правами?!»), то для сферы автомобильных грузоперевозок, где свобода перемещения ограничена исключительно маршрутом доставки, а частные интересы не выходят за пределы коммерческой выгоды, ЕГСНИ и ей подобное должно, скорее, стать благом, нежели наоборот.

Стихийный и плохо регулируемый

Так уж получается, что внутрироссийский рынок автомобильных грузоперевозок сложно назвать цивилизованным…

Отсутствие лицензирования или иной системы допуска делает вход на него свободным и относительно легким: достаточно только иметь грузовую машину и уметь этой машиной управлять. Ни в одном транспортном ведомстве не смогут сейчас с абсолютной точностью сказать, сколько транспортных компаний, индивидуальных предпринимателей и транспортных средств занято при перевозке грузов по территории России. А это значит, что какой бы то ни было действенный контроль этой отрасли отсутствует.

Говоря о нелегальных перевозчиках, эксперты вообще называют ужасающие цифры: чуть ли не 80 процентов рынка сейчас находится в тени. А те, кто работает по теневому принципу, естественно, мало того что не платят налоги и прочие сборы, они просто ни за что никакой ответственности не несут: ни за сохранность груза, ни за исправность и техническое соответствие транспортного средства, ни за квалификацию, состояние и самочувствие водителя, ни за безопасность в целом.

Аварии из-за плохого крепления груза

Кроме прочего, выходя на рынок, они демпингуют его: взамен на отсутствие четких гарантий предлагают низкие ставки. И если крупные транспортные компании еще могут выдержать такой демпинг, то мелкие перевозчики вынуждены либо, работая честно, работать себе в убыток, либо, опять-таки, уходить в тень.

Недостаток контроля и регуляции на рынке, отсутствие строго учета и централизованного сбора информации вдобавок к нелегальному или полулегальному статусу открывают и другую перспективу — коррупционную. Одним выгоднее, не раскрывая себя, решить проблему на месте, а другие ничем особо и не рискуют, взимая какие угодно сборы на «поддержание» личного бюджета. А ведь если отрасль недополучает причитающихся ей средств, то и о развитии этой отрасли не стоит даже и заикаться…

Можно, кстати, с легкостью представить себе растерянность и смятение чувств сотрудников ГИБДД, если идея о спутниковом слежении за соблюдением ПДД возьмет и воплотится в жизнь и не от их доброй воли будет зависеть: отобразится в системе чье-то нарушение правил или нет. А если под надзор «Большого Брата» перейдет весь «функционал»? И весогабаритный контроль, и проезд по платным дорогам, и режим труда с режимом отдыха, и прочее, и прочее?..

Платон не справляется

В принципе, большие надежды на то, что удастся «обелить» внутрироссийский рынок грузоперевозок, возлагались на «Платон». После года эксплуатации системы в СМИ даже бодро рапортовали (впрочем, так же бодро продолжают делать это и до сих пор): «Платон» выводит из тени огромное количество перевозчиков, дает данные о количестве работающих на дорогах России перевозчиков и т.д. и т.п.

Однако даже если «Платон» и заставил кого-то отказаться от «серых» схем, то охватить всех перевозчиков он все равно не в состоянии.

Ведь платить обязаны только за те грузовики, чья масса превышает 12 тонн, а сборы предусмотрены только для дорог федерального значения. То есть: транспортные средства меньшим весом, колесящие в объезд платных участков, — запросто «пролетают» мимо статистики и учета.

Платон не справляется с учетом перевозчиков

Впрочем, без «Платона», включающего в себя центры управления и мониторинга, обработки данных, поддержки пользователей, систему мобильного контроля, геоинформационную систему и пр., все равно не обойдется. Его объединение с АО «Глонасс» дело уже, считай, решенное. И объединяются два оператора как раз таки с целью создания в транспортной сфере национальной цифровой платформы.

Слишком много устройств на одну машину

И это тоже проблема. Сейчас в одном грузовом автомобиле может быть одновременно установлено три устройства (это не считая «кнопки» ЭРА-ГЛОНАСС): тахограф, бортовое устройство «Платон» и GPS/ГЛОНАСС-терминал. И все эти устройства (кроме бортового устройства «Платон», которое по договору передается в безвозмездное пользование) стоят денег. Их объединение в один-единственный «прибор» действительно стало бы оптимальным решением.

Кстати, каждое из этих устройств предусматривает GPS/ГЛОНАСС-привязку, а потому, по идее, могло бы использоваться для контроля сферы автомобильных грузоперевозок и мониторинга транспортных средств. Однако, во-первых, ни одно из них не является обязательным для установки на всех без исключения грузовых автомобилях: «Платон» действует только для тех, чья масса выше 12 тонн (да и вместо бортового устройства можно запросто использовать маршрутные карты), GPS/ГЛОНАСС-терминалы применяются лишь при перевозке опасных грузов, а тахографами не оборудуются грузовые транспортные средства грузоподъемностью меньше 3,5 тонн.

А во-вторых, информация, получаемая с этих устройств, контролируется разными ведомствами и не объединяется одной платформой.

А ЭРА-ГЛОНАСС уже используется для слежения за автомобилями

Естественно, пока на коммерческой основе и исключительно по желанию владельцев транспортных средств. Как правило, крупные транспортные компании подключают свой автопарк к системе GPS/ГЛОНАСС-мониторинга с основной целью — оптимизировать его работу.

Система Эра Глонасс

Установив систему спутникового слежения, они получают возможность контролировать использование грузового автомобиля: в какой точке маршрута он сейчас находится, не поехал ли на «левые» рейсы, не «зависает» ли в «чужом дворе» и прочих «местах для отдыха»?.. Точно так же они могут составлять оптимальный маршрут с учетом дорожной ситуации, качества полотна, погодных условий, ведущихся строительных работ (…) для каждого транспортного средства и устанавливать для него точные сроки выполнения заказа. Им становится доступной информация о стиле вождения водителя и соблюдении им правил дорожного движения, о техническом состоянии автомобиля и уровне потребления топлива. И прочее, и прочее…

И хотя все данные поступают непосредственно в распоряжение транспортной компании и используются исключительно ею в сугубо коммерческих целях, система мониторинга ЭРА-ГЛОНАСС уже имеет функцию «Платные дороги» и может удаленно считывать информацию с установленных тахографов.

Правда, справедливости ради стоит отметить, что система ЭРА-ГЛОНАСС не единственная из тех, которые используются сейчас крупными транспортными компаниями для слежения за своим автопарком. И применение таких новейших технологий, кстати, уже постепенно становится обычной практикой.

Еще и проблема сохранности груза

Эта проблема, в принципе, свойственна всей отрасли грузоперевозок, но с точки зрения воровства и мошенничества именно автомобильный транспорт является наиболее притягательным. Относительно легкий вход на рынок грузоперевозок, слабый контроль, невозможность четко отслеживать маршрут каждого транспортного средства и тот факт, что на достаточно продолжительное время наедине с грузом остается только один человек — водитель, развязывают руки всем, кто желает заполучить чужой груз.

Грузы крадут как непосредственно из транспортного средства (даже на ходу, что уж говорить о том времени, пока автомобиль стоит на стоянке, а водитель, соответственно, спит или отдыхает), так и применяя различные мошеннические схемы. Представляясь, например, по украденным и подложным документам перевозчиком, получают заказ, загружают транспортное средство, а потом вместе с ним и содержащимися в нем ценностями растворяются в неизвестном направлении. Или проходят по ставкам у экспедитора, нанимают водителя и ждут, пока он, совершенно ничего не подозревающий, доставит груз прямиком к ним в руки, а не к двери настоящего грузополучателя.

Кража грузов

Вариантов мошенничества на самом деле точно больше, чем два… Только за девять месяцев этого года и только по официальной статистике было зафиксировано 1 540 случаев кражи грузов и 1 518 случаев мошенничества.

По идее, именно обязательная для всех грузовых автотранспортных средств система спутникового слежения способна если и не окончательно победить этот вид преступности, то уж точно свести к минимуму количество краж и воровства.

Хотя бы потому, что, в идеале, при условии развития и расширения навигационного покрытия позволит в режиме реального времени наблюдать за перемещением автомобиля, реагировать на изменение маршрута (и на попытки заглушить сигнал в том числе) и при необходимости снаряжать по имеющимся координатам преследование.

По крайней мере, в Архангельске уже презентовали систему ГЛОНАСС-мониторинга общественного транспорта, уборочной техники и машин экстренных служб. Сообщается, что с марта следующего года жители региона смогут без труда с помощью специального мобильного приложения отслеживать местоположение этих автомобилей, а сама система способна также фиксировать отставание от графика и соблюдение скоростного режима.

…И хотя пока создание ЕГСНИ (ну, или цифровой платформы под другим названием), внедрение «черных ящиков», централизованно передающих информацию обо всем на единый сервер, перспектива слежения за каждым автомобилем кажутся, скорее, фантазией и пустой болтовней, призванной выкачать из бюджета средства на «распил», вероятность того, что нечто подобное все-таки будет реализовано, на самом деле не мала. Хотя бы потому, что такая информационная система должна стать обязательным шагом на пути внедрения беспилотных автомобилей.

Другой вопрос, как именно все будет реализовано и не прибавят ли новые технологии еще больше проблем участникам рынка автомобильных грузоперевозок. Вместо того чтобы решить уже имеющиеся…