Опыт Белгородской области: Дополнительно установленные камеры до и после постов весового контроля помогают решить проблемы с качеством дорог

7 декабря 2018 г.23:22

Согласно расчетам Министерства транспорта России ущерб, наносимый региональным дорогам Белгородской области, от перегруженных грузовиков ежегодно составляет порядка 5 млрд. рублей. Отчего ремонтировать их можно до бесконечности. Что починят, то очень быстро разобьют перегруженные фуры — и надо чинить заново. Как решить данную проблему с помощью весового контроля, на недавно прошедшей «Транспортной недели 2018» рассказал заместитель губернатора Белгородской области, начальник регионального департамента строительства и транспорта Евгений Глаголев.

По словам специалиста, для решения данной проблемы в Белгородской области была создана региональная сеть автоматических пунктов весового контроля (АПВК). По состоянию на декабрь 2017-го года она насчитывала шесть таких комплексов, стоимость которых составила порядка 190 млн. рублей. Выявление нарушителей не заставило себя долго ждать.

На конец 2018-го года суммарное поступление средств от выставленных штрафов составило 150 млн. рублей. Еще 175 млн. рублей различных штрафов пока находится в исполнительном производстве. В результате все вложенные в монтаж шести АПВК средства окупились всего за год. Так, положительный эффект от взвешивания идущих по сети грузовиков можно назвать огромным.

Но не обошлось без проблем и неожиданностей, о которых белгородские дорожники изначально даже и не подозревали.

Первой проблемой явилось закрытие государственных регистрационных знаков или номеров. Она выявилась буквально в первые дни работы системы. Из подъезжающего к рамке АПВК транспортного средства выходил водитель, завешивал номера, а после проезда снова выходил и открывал их. Таким образом перегруз фиксируется, а кому выписывать штраф — непонятно.

Для решения проблемы на различных расстояниях до и после постов весового контроля были установлены камеры. Они фиксировали, когда, кто и с какой скоростью проезжал по сети. Так, удалось выявить любителей завешивать номера. И им были выставлены штрафы за перегруз, несмотря на закрытый номер. Затем неоднократно в суде, несмотря на старание перевозчиков, удавалось доказать, что это именно эта машина проезжала с закрытым номером. И перевозчику был выставлен штраф. То есть закрывать номера уже бесполезно — не помогает.

Вторая проблема — объезд постов взвешивания. Недобросовестные перевозчики находят пути объезда: в ход идут и лесные дороги, и другие места, где можно проехать и объехать. Это выяснилось благодаря мониторингу грузопотоков. Он показал, что некоторые грузовики в течение месяца совершают больше 10 рейсов в одну сторону, при этом в обратную сторону они едут всего один-два раза. Порожняком смело проходят через посты, а следуя с перегрузом, их обходят.

Для решения проблемы путем изучения данных с камер были выявлены эти потенциально рискованные перевозчики и, как говорится, «взяты на карандаш»: при каждом возможном случае сотрудники ГИБДД стараются их загонять на посты ручного весового контроля.

Третьей проблемой стала необходимость быть безусловно уверенными в точности взвешивания. По технической документации достаточно проводить поверки два раза в год. Но этого абсолютно недостаточно при внештатных ситуациях, например когда есть дефекты дорожного полотна. В этом случае невозможно гарантировать «качество» штрафа. Случайно можно вынести штраф добросовестному перевозчику из-за ошибки взвешивания. Например, при транспортировке наливных грузов, когда грузовик притормаживает перед рамкой, жидкость перемещается, создавая этим различное давление на оси автомобиля.

«Поэтому мы разработали программное обеспечение, которое ежедневно в электронном режиме поверяет все наши АПВК. Без него взвешивание в автоматическом режиме просто невозможно», — объяснил Евгений Глаголев.

«Мы подсчитали: для полного решения проблемы на региональной дорожной сети Белгородской области надо установить 500 камер и 15 постов АПВК», — рассказал чиновник.

Эти камеры будут выполнять и массу других функций: фиксировать нарушения ПДД, в круглосуточном режиме видеть ситуацию на дорогах, среднюю скорость движения и величину трафика. Для специальных служб эти камеры вообще являются находкой. По ним можно вычислить историю перемещения любого автомобиля.

В 2019-м году в регионе планируют установить свыше 2 000 камер. Из которых 500 — на региональных дорогах, 1 200 — на перекрестках и 300 — в зоне платных парковок и местах наибольшей концентрации ДТП. Так, после возможности получения такого количества данных можно будет отследить историю перемещения любого автомобиля.

На установку камер в 2019-м году понадобится примерно 1,5 млрд. рублей. По самым пессимистичным прогнозам, полная окупаемость затрат должна прийти за 36 месяцев. Заметно стоимость работ может удешевить изучение опыта дорожников из соседних регионов.

Например, дорожники соседней Воронежской области при первом этапе внедрения АПВК учитывали, что в соседних областях часть дорог уже перекрыта этими рамками. И они у себя ставили рамки так, чтобы максимально эффективно использовать средства. Ставили их туда, где они будут максимально эффективно работать. Также регионы передают друг другу данные с этих рамок.

«Поэтому необходимо делиться опытом и развивать региональные интеллектуально транспортные системы. Тогда и нарушений ПДД будет меньше, отчего снизится количество аварий. И каждый год не придется чинить одни и те же дороги, так как недобросовестные перевозчики побояться выходить на них с перегрузом», — подчеркнул заместитель губернатора.