bell

Новости

Какие новшества для транспортной сферы приготовил наступивший год?

10 Января 2018

Ну, что ж… Наступил-таки новый год, а с ним, как водится, и кое-какие изменения. Инициатива законодателей, естественно, не обошла стороной и сферу грузоперевозок. Какие-то нововведения вступили в силу вместе с боем курантов (то бишь с 1-го января), какие-то возымеют свое официальное действие чуть позже (но тоже в течение ближайших 12 месяцев), а какие-то все еще продолжают находиться в подвешенном состоянии (на рассмотрении Государственной Думы и Правительства, значится) и, может (а вдруг?!), успеют быть принятыми именно в этом году…

Мы постарались «законспектировать» наиболее важные изменения наступившего года, которые тем или иным образом затрагивают сферу автомобильных грузоперевозок.

Налог на движимое имущество

Не успели транспортные (и остальные, обладающие движимым имуществом) компании привыкнуть к нулевой ставке по этому налогу, как региональные бюджеты настолько поиздержались, что появилась необходимость найти хоть какой-то источник для их пополнения. Впрочем, ничего нового придумывать не стали: решили, что пять лет — достаточный срок для того, чтобы как следует модернизироваться (а ставку по налогу обнулили аккурат с 1-го января 2013-го года), а значит, можно опять взимать плату за возможность иметь в своем распоряжении автомобили, оборудование и прочую «роскошь».

Бизнес, конечно, возмущался, писал письма, проводил встречи, просил не возвращать налог на движимое имущество (…), но суммарный долг регионов размером в два триллиона рублей перевесил все разумные доводы.

Налог на движимое имущество

Единственное, Государственная Дума, принимая поправки в Налоговое законодательство, несколько ограничила прыть местных правительств и на этот год снизила максимальную ставку по налогу, установив ее в пределах 1,1%. (В следующем, по планам, она должна уже вырасти до 2,2%.)

Дополнительно законодатели также подчеркнули, что для «инновационного высокоэффективного оборудования» можно вводить специальные льготы.

В общем, если тогда, в 2012-м, федеральная власть своей волей лишила регионы части доходов (то есть для всей страны установила одинаковую ставку, равняющуюся нулю), то с этого года инициатива в отношении налога на движимое имущество снова отдана регионам. Это они теперь решают: возобновлять ли налог и какую ставку (разумеется, в дозволенных пределах) для него назначать.

И с 1-го января их решения вступили в силу…

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что не все регионы забыли об интересах бизнеса. Если Татарстан и Забайкалье, например, воспользовались предоставленной им возможностью и «зарядили» максимальную ставку по налогу, то Пензенская, Тульская и Тюменская области снизили ее вдвое (до 0,55%), а Московская и Нижегородская и вовсе оставили в размере 0%.

При этом некоторые регионы даже проявили фантазию. Так, Санкт-Петербург освободил от уплаты налога движимое имущество младше трех лет, а в Челябинской области разработали целую градацию льгот: по нулевой налоговой ставке могут работать организации, осуществляющие на территории области мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, субъекты малого и среднего предпринимательства, лизинговые компании, по пониженной — компании, работающие в сфере железнодорожных перевозок. Кстати, это значит, что большая часть автоперевозчиков в этом регионе (как представители малого и среднего бизнеса) могут рассчитывать на фактическое отсутствие налога на движимое имущество.

Акцизы на топливо

По этой «статье» перевозчиков тоже ждет рост расходов. С 1-го января с принятием в силу поправок в налоговое законодательство повысились акцизы на бензин 5-го класса и дизельное топливо.

Акцизы на топливо

Так, на бензин 5-го класса акцизы поднялись на 10,7% и составляют теперь 11 213 рублей за тонну. До такой же отметки, в 11 213 рублей за тонну, выросли и акцизы на дизельное топливо.

Что примечательно, этот рост не последний в наступившем году: с 1-го июля акцизы на бензин 5-го класса и дизельное топливо снова устремятся вверх и остановятся на уровне в 11 892 рубля за тонну.

Эксперты отмечают, что таким образом цены на бензин в 2018-м году могут перешагнуть отметку в 50 рублей. А инициативу законодателей, кстати, объясняют необходимостью «подпитать» дорожный фонд, которому явно не хватает средств для строительства трассы «Таврида» в Крыму и «Приморского кольца» в Калининградской области.

Впрочем, перевозчики, которые не в последнюю очередь почувствуют на себе действие такой законодательной инициативы, на самом деле не против повышения акцизов на топливо. Но лишь при условии, что вместе с его ростом отменят транспортный налог (и прочие дорожные сборы в виде «Платона»), а вырученные средства целиком направят на строительство и ремонт дорог. Причем не только в регионах-«вывесках», а по всей территории России.

Однако пока единственное, что выполняется из перечисленного, так это повышение акцизов на топливо…

Транспортный налог

Нет, отменять его не собираются!

Транспортный налог

Однако некоторую часть долга с тех, кто бойкотировал данные выплаты, все-таки спишут. Правда, амнистия по транспортному налогу затронет только физические лица (впрочем, в России как минимум четверть грузовых автомобилей принадлежит именно им).

Амнистия, стоит подчеркнуть, коснется не всего, а только части долга: все, что «накоплено» (вместе с пеней) до 1-го января 2015-го года, с 1-го января 2018-го года обнуляется. То есть в этом году «счет» могут выставить только за периоды 2015-го, 2016-го и 2017-го годов.

Кстати, предвыборная амнистия, по данным РБК, с 1-го января обнуляет задолженности и по другим налогам, в том числе для ИП (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и таможенного НДС).

«Платон»

Есть большая вероятность, что ныне действующий и считающийся льготным тариф в размере 1,90 рублей за километр в нынешнем году все-таки вырастет. И потому, что изначально, повышая его с 15-го апреля прошлого года с 1,53 до 1,90 рублей за километр (вместо положенного полного размера в 3,73 рублей за километр), отмечали, что послабление будет действовать только до 1-го июля 2018-го года. И потому, что при формировании бюджета на этот год поднимали вопрос индексации тарифа.

Впрочем, вряд ли перевозчиков захотят перед выборами лишний раз тревожить. Если тариф и проиндексируют, то соответствующее постановление правительство выпустит только где-нибудь в апреле. Кстати, как раз успеют к 1-му числу июля установить новый размер дорожного сбора. Предполагается, правда, что он составит не 3,73, а 2,15 рублей за километр.

Тарифы Платон

Что еще касается «Платона», то напомним, что 19-го октября 2017-го года в Государственную Думу Правительством РФ был внесен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам».

Он предполагает увеличение штрафов за бесплатный (то есть без внесения соответствующей платы в систему «Платон») проезд по федеральным дорогам в четыре раза — с 5 000 до 20 000 рублей. И вместе с тем увеличение до шести месяцев срока давности для привлечения к административной ответственности тех, кто нарушил законодательство о движении тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств.

Правда, пока о точной дате принятия законопроекта говорить не приходится — на данный момент он только рассмотрен Советом Государственной Думы и находится на этапе подготовки к первому чтению.

Утилизационный сбор

Его тоже хотят проиндексировать. На 15 процентов. По крайней мере, именно такое повышение ставок было заложено в проект бюджета на 2018-2020-й годы.

Однако в середине декабря «Коммерсанту» стало известно, что Министерство промышленности и торговли ужесточило проект увеличения ставок утилизационного сбора. По сведениям издания, документ уже поступил на рассмотрение в Правительство. Он предполагает, что в 2018-м году индексация в грузовом сегменте составит 15-40% (на легковые машины, кстати, 87-125%).

Впрочем, пока (на момент написания этого текста) судьба документа, равно как и самого утилизационного сбора, официально не подтверждена. Может, не решаются все-таки настолько «удорожить» автомобили (тем более что российским автопроизводителям компенсация идет из федерального кармана)?..

Утилизационный сбор

Как бы там ни было, но в этом году, скорее всего, утилизационный сбор все же вырастет. Пусть и не с первого января.

Весогабаритный контроль

В этом году может, наконец-то, произойти то, чего перевозчики требуют и о чем просят на протяжении уже не одного месяца. А именно: на законодательном уровне урегулируют порядок проведения автоматизированного весогабаритного контроля.

По крайней мере, в сентябре прошлого года сообщалось, что Министерство транспорта подготовило законопроект о внесении изменений в статьи №16 и №19 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В начале этого года он должен поступить на рассмотрение Государственной Думы. И если никаких крупных разногласий его «чтение» не вызовет, есть надежда, что долгожданные изменения могут вступить в силу уже в течение этого года.

Законопроект, во-первых, важен тем, что в настоящее время порядок проведения автоматизированного контроля нигде не прописан, в то время как штрафы за превышение допустимой массы, выписываемые в результате такого контроля, поступают перевозчикам в «предельно полном количестве». А во-вторых, тем, что действительно учитывает пожелания участников рынка грузоперевозок.

Так, на дорогах должна быть внедрена система оповещения водителей: световые табло будут информировать о результатах замеров транспортного средства (при нынешнем положении вещей водители могут преодолеть всю Россию вдоль и поперек, проехать через несколько рамок и, только получив несколько штрафов за одну поездку, узнать, что ехали с перегрузом). Водителей также будут информировать о расположенных неподалеку от рамок контроля специальных площадках, где они могут провести взвешивание и устранить выявленные нарушения (то есть, как можно полагать, планируется еще и обустройство таких площадок в достаточном количестве).

Весогабаритный контроль

Законопроект, кроме того, предусматривает единые требования для автоматизированных систем весогабаритного контроля: правила организации работы пунктов контроля, порядок размещения рамок, перечень проводимых измерений с показателями точности.

Что не менее примечательно, так это желание разработчиков законодательных изменений дифференцировать штрафы в зависимости от степени превышения разрешенных значений массы и габаритов и исключить «штрафную» ответственность в тех случаях, когда нагрузка на оси превысила допустимую менее чем на 10 процентов, а по габаритам — менее чем на пять.

Впрочем, радоваться перевозчикам еще рановато: законопроект, повторимся, даже не попал пока на глаза депутатам. Примут ли они его и в каком виде?.. Остается надеяться, что об этом мы узнаем именно в этом году, а не в 2020-м, когда автоматизированная система весогабаритного контроля должна заработать в России в полную силу…

Электронные ПТС

С 1-го июля 2018-го года должны перестать оформлять паспорта транспортных средств на бумаге. По крайней мере, год назад называлась именно такая дата окончательного перехода к электронным ПТС.

Напомним: решение о введении электронной формы ПТС на всей территории Евразийского экономического союза было принято 17-го августа 2016-го года. Предполагалось, что отказ от бумаги в этом вопросе произойдет еще в июле прошлого года. И хотя к этому сроку российская система технически была готова к эксплуатации, к ее внедрению оказались морально не готовы отечественные дилеры. Вместе с ними, кстати, несколько отстали от временных рамок разработчики аналогичных систем в других странах ЕАЭС, а также законодатели.

Однако в этом году бумажные ПТС все-таки уже должны уйти в небытие.

Электронные ПТС

Впрочем, не совсем… Просто с 1-го июля паспорта транспортных средств начнут оформлять только в электронном виде, бумажные же паспорта, выданные ранее этого срока, все равно останутся действующими.

То есть, иными словами, не надо нервничать и пытаться уже сейчас каким-то образом забронировать себе очередь на замену документа. Замена ПТС — дело сугубо добровольное: даже при продаже автомобиля его владелец, как уверяют в МВД, не обязан обзаводиться электронным паспортом. В то же время, если он проявит готовность, препятствовать его желанию точно никто не станет: стоимость услуги по выдаче современного документа обойдется дешевле, чем выдача ПТС на бумаге, и составит 600 рублей.

Правда, тем, кто станет обладателем электронного ПТС, придется смириться с тем фактом, что отныне этот документ содержит не только ФИО автовладельца и хранит в себе не только информацию о технических и прочих характеристиках автомобиля. Он также собирает сведения о ДТП, страховании и страховых случаях, прохождении технического осмотра и прочее из того, что иногда хотелось бы скрыть от патруля ГИБДД.

Новый полис ОСАГО

С 1-го января этого года автолюбителей и автопрофессионалов начинают приобщать еще к одной технологии — «умному» полису ОСАГО. Новая форма полиса отныне содержит в верхнем правом углу особый QR-код. Благодаря этому коду на сайте Российского союза автостраховщиков можно «добыть» такие сведения, как: наименование страховщика; серия, номер и дата выдачи страхового полиса; срок действия договора обязательного страхования; марка, модель автомобиля, его идентификационный номер и государственный регистрационный знак, а также узнать, кто является собственником и страхователем транспортного средства и кто допущен к его управлению.

Новый полис ОСАГО

Кроме того, QR-код выдает расчет размера страховой премии и отражает класс, присвоенный каждому водителю, допущенному к управлению этим транспортным средством.

Правда, на данный момент специальный код содержат только бумажные полисы ОСАГО — на распечатках электронных версий он еще не предусмотрен. При этом старая форма полиса ОСАГО (без QR-кода) останется действующей до 1-го июля этого года.

Как отмечают эксперты Российского союза автостраховщиков, главная цель новшества — усложнить жизнь мошенникам и сделать невозможной подделку страхового полиса.

И последнее, но не менее важное

С 1-го января те, кто осуществляют международные грузоперевозки и ведет внешнеэкономическую деятельность, руководствуются положениями нового Таможенного кодекса ЕАЭС.