Как сохранить поставки в условиях санкционных ограничений?
11 сентября 2025 г.15:27

pxhere.com
В 2022-м году Россия оказалась в условиях масштабных санкционных ограничений, которые заставили отечественный бизнес, во-первых, искать новые рынки для закупки товаров и сбыта своей продукции, а во-вторых, выстраивать сложные логистические и финансовые схемы для доставки товаров и их оплаты. И хотя, казалось бы, с момента введения санкций прошло уже более трех лет и за это время компании должны были бы уже хорошо освоиться в новых обстоятельствах, однако, поскольку санкции регулярно обновляются и расширяются, такие обстоятельства постоянно меняются. Как в подобных условиях сохранять поставки и каким образом бизнесу в принципе пройти стресс-тест, адаптироваться и остаться «на гребне»?.. Несколько советов нам дала генеральный директор и основатель логистической компании WEVED Мария Попова.
Санкции — не монолит
«Первый и самый важный шаг — перестать мыслить категориями «все или ничего». Ошибочно полагать, что под ограничения попал весь импортный товар. Это не так. Огромные сектора экономики — от электроники и телекоммуникационного оборудования до сельскохозяйственной продукции — остаются полностью открытыми для сотрудничества с российскими компаниями. Просто география поставок изменилась.
Ключевое изменение — смещение логистических потоков. Там, где раньше доминировали прямые морские линии из Европы или комбинированные автомобильные перевозки, теперь на первый план выходят сложные цепочки. Это может быть морская доставка в порты дружественных стран с последующей отправкой в РФ автомобильным или железнодорожным транспортом. Это мультимодальные решения, требующие ювелирной точности в планировании.
Вопрос уже не в физической возможности привезти товар, а в умении правильно и рентабельно выстроить его маршрут и сопровождающие документы».
Гибкость — новая валюта
«Эра стабильных, годами выверенных логистических схем осталась в прошлом. Сегодняшняя реальность требует от компаний навыка оперативной перестройки всей цепочки поставок. Новый регуляторный акт, изменение таможенного законодательства страны-транзитера, введение пошлин и новых санкций — все это не должно парализовать работу. Это должно быть триггером к запуску уже подготовленного плана «Б» или даже «В».
Вместо того чтобы надеяться на стабильность, такие компании создают у себя механизмы быстрого реагирования.
Что это значит на практике? Это значит, что в любой момент есть люди, которые способны быстро разобраться в новых правилах, найти другого перевозчика, проложить новый маршрут и рассчитать все затраты — и все это без ущерба для сроков. Они не ждут указаний сверху, а действуют на опережение».
Сеть контактов — стратегический актив
«Налаженная надежная сеть в ключевых регионах способна значительно сократить время и издержки, оперативно решать возникающие вопросы и сложности на местах. Это могут быть как собственные представители, так и профильные специалисты в странах-хабах: Турции, ОАЭ, Казахстане, Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии и Европы.
Такие сети обеспечивают оперативный мониторинг локальной ситуации в области права, таможенного регулирования и финансовой логистики, оказывают содействие в решении возникающих вопросов и предлагают альтернативные варианты для маневра».
Экспертиза важнее денег
«В условиях, когда правила игры меняются ежеквартально (а иногда и ежедневно), главным капиталом компании становятся не финансовые активы, а интеллектуальные.
Речь о глубокой, точечной экспертизе в области внешнеэкономической деятельности, международного права и таможенного регулирования. Те, кто не просто прочитают новый закон, а поймут, как он будет работать на практике.
Всего одна фраза в инвойсе, которую пропустит новичок, может спасти клиента от многомесячного простоя груза и огромных штрафов. Опытный специалист сразу заметит риск, потому что уже сталкивался с подобными ситуациями. Такие эксперты становятся настоящей страховкой для бизнеса».
Кто же является надежным партнером в новой реальности?
«Однозначно, не временщики, которые появились на гребне кризиса. Ненадежны компании, предлагающие «самые дешевые» и «магические» решения без глубокого понимания подводных камней.
Надежный партнер сегодня — это профильная компания, которая обладает всем спектром нужных компетенций.
• Проверенный временем опыт в ВЭД.
Это компании, которые работают на рынке не первый год и прошли через несколько экономических циклов и кризисов. Их процессы отлажены, а команда обладает не теоретическим, а практическим знанием, что такое реальные поставки в сложных условиях. Они уже совершили все возможные ошибки десять лет назад и научились их избегать.
• Реальная, а не виртуальная сеть зарубежных представительств и партнеров.
Это компании, которые инвестировали не в рекламу, а в создание физического присутствия или исключительно тесных партнерских отношений в стратегически важных странах. Их представители находятся непосредственно в логистических хабах, что позволяет оперативно контролировать процессы погрузки, перевалки и документооборота.
• Глубокая экспертиза в таможенном законодательстве и международном праве.
В штате этих компаний есть не просто декларанты, а юристы и аналитики, которые специализируются на внешнеторговом регулировании. Они не просто заполняют декларации, а разрабатывают оптимальные и легальные схемы поставок, экономя своим клиентам не только время, но и значительные финансовые ресурсы, минимизируя риски доставки.
Именно такие игроки превращают хаос и неопределенность глобального рынка в управляемый, предсказуемый и эффективный процесс. Они становятся не просто «подрядчиками по перевозке», а стратегическими партнерами для бизнеса».