Как снизить количество ДТП и повысить безопасность перевозок? Или что не так с поворотом налево?

2 сентября 2024 г.14:59

Как снизить количество ДТП и повысить безопасность перевозок?

Департамент транспорта Москвы

По данным ГИБДД, за прошедший 2023-й год в России произошло 117 048 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых пострадали 146 415 человек. Большинство аварий (99 548 случаев) произошло с участием легковых автомобилей. За ними следуют грузовики и фуры: число ДТП с их участием достигло 15 997. Это особенно критично на фоне того, что 2022-й год ознаменовался рекордным числом аварий, вопреки многолетней тенденции к постепенному сокращению числа ДТП.

Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей, причем около 90% случаев связаны с нарушением ими правил дорожного движения.

В России наиболее частым нарушением, ведущим к авариям, является превышение скорости, которое становится причиной 24% из них. Кроме того, особо опасные аварии часто связаны с управлением автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и выездом на встречную полосу при высокой скорости.

Исследование, проведенное Финансовым университетом при Правительстве РФ и компанией «Ингосстрах», показало, что почти в половине случаев ДТП происходят из-за невозможности участников разъехаться на перекрестке. Основной фактор, вызывающий происшествия, по мнению более половины опрошенных, — это неопытность водителей. В то же время 20,6% респондентов указывают на усталость и переутомление как на частые причины аварий.

Неочевидные причины ДТП

Однако на самом деле проблема более комплексная, чем кажется. Есть менее очевидные факторы ДТП.

Например, смена сезона и состояние шин. За год цены на сезонные покрышки значительно выросли, из-за чего многие водители не «переобуваются», когда это необходимо. Из-за этого при резкой смене погодных условий, первом дожде или снеге автомобиль начинает скользить и становится тяжело управляемым.

Говоря о повышении цен, автозапчасти тоже подорожали, в связи с чем некоторые водители не чинят свои транспортные средства вовремя, а изношенность машины часто играет злую шутку.

Это далеко не единственная неочевидная техническая проблема: плохо оптимизированный маршрут также может приводить к происшествиям на дороге.

Почти половина опрошенных в исследовании Финансового университета отметили, что перекресток является одним из аварийных участков улично-дорожной сети. Даже наличие светофора не исключает вероятность аварий на пересечении дорог. Это действительно довольно опасный отрезок пути, на котором сложно разъехаться нескольким автомобилям разных габаритов, направляющимся навстречу друг другу.

К тому же, надо поворачивать налево...

Что не так с поворотами налево?

Такие маневры обычно считаются небезопасными на дорогах с правосторонним движением. Даже незначительный поворот руля может привести к тому, что автомобиль окажется на траектории движения транспортного средства, которое приближается с правой стороны и выполняет левый поворот.

Исследователи национальной администрации безопасности дорожного движения США искали факторы аварийности на перекрестках и выяснили, что поворот налево является одним из «критических предаварийных событий», то есть событий, которые делали столкновение неизбежным. При повороте налево это происходило в 22,2% случаев аварий по сравнению с 1,2% для правых поворотов.

Около 61% аварий, происходящих при повороте или пересечении перекрестка, связаны с поворотами налево, в отличие от всего 3,1%, связанных с поворотами направо. Повороты налево также в три раза чаще приводят к гибели пешеходов по сравнению с правыми, согласно данным, собранным планировщиками транспорта Нью-Йорка.

Известная американская компания UPS, специализирующаяся на экспресс-доставке и логистике, поддержала это исследование и на собственном опыте показала, что поворот налево не только опасен, но и малоэффективен. Грузовики компании редко поворачивают в «злополучную» сторону, что позволяет им ежегодно экономить около 37 млн. литров топлива и повышать безопасность грузоперевозок.

Причем эта стратегия помогает UPS сэкономить не только топливо, но и время, поскольку ожидание и выполнение поворота может затянуться от 30 секунд до минуты.

Им удалось сократить поворот «не туда» до минимума: еще в 2010-2012 годах был разработан алгоритм, который отличает важные левые повороты от неважных, помогая оптимизировать маршрут, сокращать повороты налево, но при этом не «кружить» по городу разворотами направо. Внедрив эту систему в свою навигацию, UPS не только избежала убытков, но и снизила количество ДТП.

Геотехнологии сегодня

Прошло более десяти лет, и геотехнологии продолжают развиваться. На текущий момент на рынке представлены решения, которые помогают оптимизировать маршруты и снижать аварийность на дорогах.

На российском рынке крупнейшим поставщиком подобных инструментов для бизнеса являются API Яндекс Карты, чьи навигационные продукты отличает высокая гибкость и большое число настроек под конкретные задачи. В частности, в них доступны функции «Объезд выбранных зон», например центра города или жилых кварталов, или «Минимизация поворотов налево», что делает путь более безопасным и комфортным для водителей фур и грузового транспорта.

Перечисленные настройки позволяют не только избегать аварийных ситуаций при автомобильных перевозках, но и сокращать перепробег, время в пути и расход топлива.

В 2024-м году для повышения безопасности на дорогах требуется применять комплексный подход, который включает не только улучшение нормативно-правовой базы, но и использование инновационных технологий и возможностей геоинформационных систем. Как и во всех социально значимых вопросах, важную роль здесь играет сотрудничество Правительства, общества и бизнеса, в том числе и в целях развития и поддержки специализированных технологий.