Как будет работать механизм наложения навигационных пломб при ввозе определенных товаров на территорию России и Беларуси?
23 января 2025 г.16:29
ООО «Центр развития цифровых платформ»
С 27-го января 2025-го года автомобильные перевозчики должны будут в обязательном порядке использовать электронные навигационные пломбы при ввозе определенных групп товаров на территорию Союзного государства (Россия и Беларусь). При этом речь идет как об импорте товаров непосредственно в Россию или Беларусь, так и о «сквозном» транзите по территории этих двух государств. Представители рынка считают, что это повысит прозрачность и безопасность перевозок, ускорит доставку товаров и, несмотря на то что использование пломб будет платным, впоследствии сократит транспортные издержки, поскольку перевозчики будут быстрее проходить таможенный контроль, а значит, меньше стоять на границе.
Итак, обязательному наложению навигационных пломб подлежат следующие товары:
• алкогольная продукция (коды ТН ВЭД 2203 00, 2204, 2205, 2206 00, 2207, 2208);
• табачные и никотинсодержащие изделия (коды ТН ВЭД 2401, 2402, 2403, 2404);
• предметы одежды (коды ТН ВЭД 4303, 6101-6106, 6110) и обуви (коды ТН ВЭД 6401-6405);
• сотовые и мобильные телефоны (код ТН ВЭД 8517);
• звукозаписывающая и звукопроизводящая аппаратура (код ТН ВЭД 8519);
• видеозаписывающая и видеопроизводящая аппаратура (код ТН ВЭД 8521);
• аппаратура для радиовещания и телевидения (код ТН ВЭД 8525);
• радионавигационное оборудование (код ТН ВЭД 8526);
• приемная аппаратура для радиовещания (код ТН ВЭД 8527);
• мониторы и проекторы (код ТН ВЭД 8528);
• опасные грузы, помещенные в Беларуси под таможенную процедуру таможенного транзита.
Пломбы необходимо будет накладывать при ввозе всех этих товаров из третьих стран на территорию России или Беларуси: как и при непосредственном импорте, так и при выполнении «сквозного» транзита.
При этом, как следует из пояснений на сайте Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП), при перемещении товаров только между Россией и Беларусью устройства не являются обязательными, а вот в рамках торговли с другими странами ЕАЭС их придется применять.
Так, например, пломбы потребуются при импорте табака для кальяна из Турции в Россию транзитом через Беларусь, или при «сквозном» транзите по территории Союзного государства солодового пива из Кыргызстана в Литву, или при доставке натурального полушубка из Казахстана в Беларусь, перечисляют в Ассоциации возможные варианты применения навигационных устройств.
Кроме того, с 27-го января навигационные пломбы станут обязательными и при экспорте табачных изделий (коды ТН ВЭД 2401, 2402, 2403) с территории Союзного государства, в том числе при их вывозе из Беларуси в страны ЕАЭС. В последнем случае, как можно понять из пояснений БАМАП, речь также идет и о взаимной торговле Беларуси и России.
Как это будет работать?
При ввозе товаров наложение навигационных пломб будет осуществляться на границе России или Беларуси с третьими странами, а снятие — либо тоже на границе (при «сквозном» транзите), либо уже в пункте назначения.
И если на границе Беларуси со странами ЕС возможность применения устройств обеспечена во всех пунктах пропуска, то на границе России с другими странами — только в определенных переходах.
На границе с Латвией, например, к ним относятся МАПП «Убылинка» и МАПП «Бурачки», на границе с Монголией — МАПП «Кяхта», на границе с Грузией — МАПП «Верхний Ларс», на границе с Азербайджаном — МАПП «Яраг-Казмаляр», на границе с Казахстаном — МАПП «Маштаково», МАПП «Петухово» и МАПП «Бугристое».
Сейчас к ним также добавили МАПП «Куничина Гора» и МАПП «Шумилкино» (Эстония), МАПП «Тагиркент-Казмаляр» (Азербайджан), МАПП «Озинки» и МАПП «Сагарчин» (Казахстан), МАПП «Забайкальск», МАПП «Пограничный», МАПП «Кани-Курган», МАПП «Краскино», ДАПП «Полтавка» и ДАПП «Турий Рог» (Китай).
Впрочем, ограниченное число пограничных переходов вовсе не означает, что только через них можно осуществлять въезд на территорию России с указанными товарами. Перевозчик может заранее взять устройство и самостоятельно наложить его, находясь в удаленном взаимодействии с оператором.
Да, для обеспечения наложения навигационных пломб в каждой из стран определены свои национальные операторы пломбирования: в Беларуси это РУП «Белтаможсервис» (ссылка на сайт), в России — ООО «Центр развития цифровых платформ» (ссылка на сайт).
Однако при этом пломба, наложенная в Беларуси, будет действовать и в России, то же самое касается и российской пломбы. То есть: менять навигационные устройства на границе между Россией и Беларусью не придется.
Чтобы выполнить перевозку под навигационными пломбами, необходимо зарегистрироваться в информационной системе российского или белорусского оператора (в зависимости от места въезда на территорию Союзного государства), принять договор оферты на оказание услуг, подать заявку и оплатить использование пломб.
При завершении перевозки (если она не является «сквозным» транзитом) по прибытии в пункт назначения необходимо уведомить оператора пломбирования и снять с его помощью наложенные пломбы.
При этом уведомлять следует именно того, кто является оператором на территории завершения перевозки, вне зависимости от того, кем первоначально были выданы навигационные устройства. Иными словами, на территории Беларуси запрос в любом случае следует направлять в «Белтаможсервис», на территории России — в «Центр развития цифровых платформ».
Если же речь идет о «сквозном» транзите, то в снятии навигационных пломб помогут сотрудники таможенных органов или, при пересечении границы России и Казахстана, сотрудники Ространснадзора.
Сколько стоят навигационные пломбы?
Использование навигационных пломб, естественно, будет платным. Соответствующие тарифы отдельно установлены операторами России и Беларуси, причем конкретно для территории своего государства.
То есть: если перевозка выполняется через Россию и Беларусь, то за оказание услуг по навигационному сопровождению придется платить дважды.
Так, тарифы на применение пломб на территории РФ уже опубликованы на сайте национального оператора.
Если перевозка начинается в России и заканчивается в Беларуси, то за наложение одной пломбы и ее отслеживание по России необходимо будет заплатить 12 594 рубля (вместе с НДС), плюс тариф за отслеживание и снятие устройства в Беларуси.
Если перевозка заканчивается в России, то тариф за одну пломбу составит 9 858 рублей (вместе с НДС) вдобавок к стоимости услуг на территории Беларуси. А если перевозка начинается и заканчивается в России, то за наложение, отслеживание и снятие устройства надо будет заплатить 15 357 рублей.
В свою очередь, в Беларуси действуют следующие расценки:
• начало перевозки и услуги по отслеживанию — 10 базовых величин;
• только услуги по отслеживанию — 3 базовые величины;
• завершение отслеживания перевозки — 6 базовых величин.
В 2025-м году одна базовая величина в Беларуси составляет 42 белорусских рубля.
Зачем нужны эти пломбы?
В идеале, навигационная пломба обеспечит онлайн-отслеживание груза на всем маршруте перевозки с момента наложения и до снятия устройства. При этом она также предупреждает о попытках несанкционированного доступа к грузовому отсеку, что минимизирует возможности кражи и хищения груза во время транспортировки.
Кроме того, устройство будет передавать необходимые данные в специализированную информационную систему, к которой подключены таможенные органы России и Беларуси.
Таким образом, «использование таможенных навигационных пломб повысит прозрачность перемещения товаров в режиме таможенного транзита, позволит снизить долю «серого» оборота ряда товаров широкого потребления», считает операционный директор ILC Александр Юрищев.
«Также это будет способствовать сокращению количества контролирующих мер со стороны таможенных органов, что позитивно повлияет на сроки поставок», — добавляет он.
«Навигационные пломбы заменяют таможенный конвой, обеспечивают бОльшую безопасность доставки грузов, дают возможность оперативно реагировать при отклонениях от маршрута и несанкционированном проникновении в кузов. Кроме того, использование навигационных пломб существенно экономит время доставки», — подтверждает заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-logistics Юрий Фиошкин.
«Пломба помогает отслеживать перемещение автомобиля с грузом по территории страны и избежать несанкционированной выгрузки», — отмечает директор направления по международным транспортным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов, подчеркивая, что на данный момент подобная практика уже апробирована и успешна применяется на территории Беларуси.
В Беларуси навигационные пломбы обязательны при ввозе товаров с территории Литвы, Латвии и Польши, а также при транзите опасных грузов.
Как это отразится на стоимости товаров?
В целом, представители рынка считают, что, хотя использование навигационных пломб является платным, их применение не должно значительно увеличить стоимость транспортных услуг и, соответственно, конечную стоимость товаров.
«В моменте расходы увеличатся, но в среднесрочной перспективе это не должно отразиться на ценах на товары, так как уменьшатся издержки перевозчиков из-за простоев транспортных средств, связанных с контролирующими процедурами ФТС, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению дополнительных расходов участников ВЭД», — поясняет Александр Юрищев.
При этом Евгений Дятлов отмечает, что перевозчики в любом случае будут включать цену пломбы в стоимость доставки, и обращает внимание на то, что устройство навешивается конкретно на машину, а не на партию груза.
«При поставках мелких партий указанных категорий товаров использование навигационных пломб будет увеличивать стоимость доставки», — добавляет Юрий Фиошкин.