Как бизнесу расти в условиях санкций? Советы от логистического слета
3 октября 2022 г.11:00
Trans.ru
17-го сентября в Москве прошел Всероссийский слет участников логистического бизнеса, организованный генеральным директором ГК «Маршал» и основателем «Академии Логистики» Михаилом Белоусовым. Темой встречи стал вопрос: «Кризис в логистике — это крах или новые горизонты?» Ответ, естественно, «новые горизонты», поскольку обратной стороной кризиса всегда являются новые возможности. Вот только как в условиях, когда, кажется, повсюду расставлены преграды, эти возможности разглядеть? И где искать точки роста, чтобы до тех самых новых горизонтов дотянуться? Подсказки на это во время логистического слета тоже были даны...
Вряд ли будет преувеличением сказать, что с таким кризисом российская логистика давно уже не сталкивалась. Даже наоборот. Предыдущий кризис, например, вызванный пандемией коронавируса, логистическая сфера, в отличие от других отраслей, ощутила на себе не так сильно. Поскольку грузы во все времена продолжают возиться, и это всегда было залогом определенной устойчивости логистического бизнеса.
Однако в этот раз проблемой стало: откуда вообще эти грузы теперь возить? и каким образом это делать? Потому что тут тебе и запрет на поставку товаров от многих производителей, которые прежде были одними из основных поставщиков. И непосредственный запрет на въезд, залет (это мы сейчас про авиацию), заход (про морское сообщение) на территорию/в пространство/в порты ряда стран, которые до недавнего времени тоже были основными звеньями в логистической цепи. И уход с российского рынка крупных международных транспортных компаний, да и в принципе мировых компаний из самых различных сфер.
И все это, естественно, сопровождается ростом затрат. На фоне снижения доходов...
О том, как в такой ситуации не только выжить, но и продолжить расти, и рассказали спикеры состоявшегося логистического слета.
ВЭД, «параллельный импорт», гибкость ума и коллаборации
«Тот, кто сегодня разберется в ВЭДе, тот оставит далеко позади своих конкурентов. Лишь по одной простой причине: сегодня на ВЭДе можно зарабатывать больше», — уверена Анна Фомичева, предприниматель, сооснователь мультисервисной платформы DIGITAL VED, председатель комитета ВЭД и цифровизации в «Деловой России», куратор координационной рабочей группы по внешнеэкономической деятельности большой четверки бизнес-объединений России (Опора России, ТПП, Деловая Россия и РСПП).
И зарабатывать на ВЭДе можно именно с помощью того самого разрешенного «параллельного импорта». Потому что страна у нас все равно остается импортозависимой и многие предприятия сейчас экстренно нуждаются в комплектующих, оборудовании, технологичных товарах и пр. и пр.
Дать возможность им это все получить и как можно с меньшими затратами — значит стать нужным и востребованным на рынке. А что сулит востребованность на рынке, объяснять точно не надо.
При этом, однако, «параллельный импорт прекрасен только по телевизору», предупредила Анна Фомичева. Необходимо придумать, как эти товары закупить у производителя и как за них расплатиться (подсказка — торговые дома в Турции, Сингапуре, Объединенных Арабских Эмиратах), как их затем вообще доставить (потому что нередко доставить надо сразу в страну, от которой шла оплата, а только потом в Россию), как пройти таможню и минимизировать таможенные платежи...
А потому основным конкурентным преимуществом сейчас становится гибкость мышления. «Гибкость мышления!» — несколько раз настойчиво повторила спикер. И это касается всех, кто так или иначе задействован в ВЭД, и не в последнюю очередь логистического бизнеса.
Перефразируя Анну Фомичеву (она упор делала именно на ВЭД), логистика сегодня перестала быть «тупой». Нет больше привычных заезженных (и в буквальном смысле тоже) логистических схем, чтобы доставить груз из точки A в точку B. Между двумя этими точками еще могут быть C, D, E, F и далее по алфавиту. И нужно придумать, как это количество точек минимизировать, сократив тем самым сроки доставки, нужно искать новые пути и новых партнеров (подсказка: «ШОС и БРИКС — у нас сегодня есть только эти две аббревиатуры!») и нужно объединяться...
«Будущее за коллаборациями, кооперациями, совместными проектами... — уверена Анна Фомичева. — Кто-то классно делает сборку через Уссурийск, кто-то делает классно из Ирана... Нужно делать вот такие большие командные истории. Не надо перетягивать — сейчас нужно объединяться и делать сервисы! Мы так выживем и станем больше. Каждый из нас!»
Цифровизация и новые каналы продвижения
«В текущий год очень важно искать новые источники и каналы продвижения», — подчеркнула следующий спикер, руководитель категории «Транспортные услуги» «Авито» Евгения Лазарева.
То есть, помимо «холодных звонков», активно идти в интернет, использовать не одну, уже привычную, площадку, а тестировать разные сервисы и системы, соединять различные способы выхода на клиентов.
О том, как использовать с этой целью «Авито», и рассказала Евгения Лазарева. А после нее о переводе бизнеса на «цифровые рельсы» поведал основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде.
Ведь цифровизация бизнеса — это то, что упрощает и ускоряет все процессы (взаимодействие с контрагентами, организация перевозки, расчеты и пр.). И в конечном итоге, позволяет сэкономить и тоже дает новые возможности для установления бизнес-контактов.
Дружная профессиональная команда, клиентоцентричный подход, умение ошибаться и обилие новых проектов
Третий блок слета был посвящен тому, что работодатель должен потратить усилия не только для того, чтобы найти своего сотрудника, но и чтобы обеспечить условия для его роста и развития, «вписать» его в команду и в принципе создать дружный коллектив, где люди умеют взаимодействовать между собой и где свои усилия они направляют на общее дело, а не на то, чтобы перетянуть это дело под себя.
Именно поэтому, кстати, может быть ошибочной тактика, когда несколько менеджеров конкурируют за одного клиента. И не только с точки зрения команды, но и с точки зрения клиента, который, как заметил еще один спикер слета логистов, представитель «ВкусВилла» Евгений Щепин, в последнее время стал интровертом и не любит навязчивый сервис.
Евгений Щепин поделился и другими наблюдениями о поведении современных клиентов. Так, например, современный клиент не любит выбирать: то есть нужно дать ему не выбор, а подходящее именно для него решение. При этом, однако, важно объяснить, почему вы взяли на себя такую ответственность и сделали выбор за него, а не просто «Везем вот так — и точка!»
Еще очень важно помнить, что клиента не интересует процесс — для него всегда значим результат. И речь не только о том, как доставить груз в максимальной сохранности максимально к сроку. Даже при смене каких-то процессов в компании необходимо думать о том, отразится ли это на клиенте и каким образом.
Вообще, именно о клиентоцентричности главным образом и говорил Евгений Щепин. Клиентоцентричность — это когда каждое подразделение в компании принимает каждое решение через призму «А что это даст клиенту?» Клиенту! А не бизнесу.
Хотя... Что даст клиентоцентричность бизнесу? Ответ очевиден: клиентов, постоянных клиентов.
Евгений Щепин также рассказал, насколько важны в команде умение коммуницировать, доверие между собой и в работе с партнерами и клиентами и (внимание!) ошибки.
Да-да, ошибки! Потому что «косячат» абсолютно все! И в тех командах, где ошибки сродни расстрелу, никак не реже. Просто там учатся свои ошибки маскировать, что рано или поздно все равно вылазит компании боком. В тех же командах, где ошибки умеют признавать, они (эти ошибки) дают возможности для роста.
И нет, признавать право на ошибки — это не про плодить «раздолбайство». Это про отсутствие страха пробовать что-то новое и проявлять инициативу, это снова-таки про доверие в команде и, естественно, про умение анализировать, почему так произошло, и учитывать сделанные ошибки в будущем.
Кстати о новых проектах... Евгений Щепин посоветовал тестировать сразу свои гипотезы в малых масштабах и только потом, если гипотеза подтвердилась, переносить проект на более широкий уровень. Кроме того, он отметил, что право предлагать новые проекты должно быть у каждого сотрудника.
А вот о том, как найти своего сотрудника, помочь ему адаптироваться и раскрыться в компании, рассказала Лидия Филатова, управляющий партнер консалтингового агентства Person4You.
Привлекали ли вы, например, когда-нибудь чат-бот для налаживания связей в команде? А Лидия Филатова поделилась опытом одной компании, где с помощью чат-бота для новых сотрудников придумали своего рода квест: «А теперь зайди в отдел кадров!», «А теперь познакомься с бухгалтерией!», «А теперь у тебя есть время выпить чашечку кофе — вот карта к кофемашине!», «А теперь сделай селфи напротив вот этого стенда!» и т.д. и т.п.
Благодаря чему каждый новый сотрудник с первых же часов чувствовал внимание к себе и мог вот в такой игровой форме легко познакомиться с коллективом, да и с офисом тоже.
В общем, создать свою команду — это не менее важно для любого бизнеса и в любое время, а во время кризиса — особенно. Потому что именно в такой команде можно найти новые решения, а не упереться в возникшие преграды.