К обустройству пунктов пропуска через государственную границу хотят привлечь частные инвестиции

1 августа 2018 г.23:40

Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, определяющий порядок финансирования строительства, реконструкции, инфраструктурного развития пунктов пропуска через государственную границу. Документ, главным образом, предусматривает возможность привлечения к обустройству пунктов пропуска частных инвестиций. Сейчас проект закона вынесен на публичное обсуждение.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время законом «О государственной границе РФ» (ст. 12) и так предусмотрена возможность проведения проектирования, строительства и оборудования инфраструктурных объектов в пунктах пропуска за счет иных источников финансирования. Однако механизм и порядок их привлечения нигде не прописан, из-за чего «бремя» обустройства пунктов пропуска полностью лежит на федеральном бюджете, у которого, в свою очередь, попросту не хватает средств на их полномасштабное развитие, в том числе и на техническое оснащение.

Всего на государственной границе России числится 389 пунктов пропуска, из которых функционирует 313. В 2016-м году Минтранс подсчитал, что только их модернизация обойдется федеральному бюджету в 250 млрд. рублей. При этом на федеральный бюджет также приходится финансовая нагрузка по содержанию пунктов пропуска, составляющая более 20 млрд. рублей в год.

Привлечение частных инвестиций, как полагают в ведомстве, могло бы исправить ситуацию, ускорив процессы реконструкции, технического оснащения пограничной территории и ее обслуживания.

Подготовленный Министерством транспорта законопроект предлагает использование механизма государственно-частного партнерства, при котором объект на время действия договора переходит в собственность «инвестора», а также заключение концессионного соглашения. Последнее подразумевает передачу объекта в государственную собственность и его временное использование частным партнером в счет возмещения понесенных расходов.

При этом сам по себе пункт пропуска не может быть самостоятельным объектом соглашения, однако его строительство, реконструкция и техническое оснащение являются дополнительными условиями договора, заключаемого «в отношении объектов транспортной инфраструктуры» (здания вокзалов, портов, посадочные площадки, путепроводы, мосты, пешеходные переходы и пр.).

Принципиальная, как подчеркивается в пояснительной записке, позиция ведомства заключается в том, что в отношении автомобильных пунктов пропуска применение механизма государственно-частного партнерства невозможно: «Возникновение права частной собственности на объект, в котором располагается автомобильный пункт пропуска, имеет высокие риски угрозы национальной безопасности Российской Федерации». В данном случае, по проекту, предусматривается только заключение концессионного соглашения в отношении объектов дорожного транспорта при условии, что у частного партнера возникают также обязательства «по строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля».

Что касается остальных видов пунктов пропуска, то проекты их реконструкции/строительства могут быть осуществлены как на основе концессионного соглашения, так и на основе механизмов государственно-частного партнерства с передачей объектов в собственность «инвестора». С государством в таком случае заключается договор безвозмездного пользования.

Планируется, что возмещение понесенных частным партнером расходов будет происходить за счет осуществления им хозяйственной деятельности в объекте транспортной инфраструктуры, а также за счет увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, законопроект предусматривает привлечение на модернизацию и строительство пунктов пропуска средств из региональных бюджетов. По действующему законодательству расходы по обустройству пунктов пропуска несет только федеральный бюджет.

Обсуждение законопроекта продлится до 13-го августа 2018-го года, после чего он будет направлен в Министерство экономического развития на ОРВ (оценку регулирующего воздействия).

Напомним: пункты пропуска на государственной границе перешли в ведение Министерства транспорта в феврале 2016-го года, после того как было ликвидировано Федеральное агентство по обустройству госграницы.