Из-за серьезного снижения объемов погрузки «РЖД» могут пересмотреть планы по модернизации Восточного полигона

30 июля 2025 г.15:21

Планы по модернизации Восточного полигона могут пересмотреть

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Сроки расширения железных дорог в восточном направлении (т.н. Восточного полигона) могут перенести из-за существенного сокращения объемов грузовых перевозок на сети «РЖД» и, как следствие, снижения доходов компании. Об этом, как отмечает ТАСС, глава «Российских железных дорог» Олег Белозеров сообщил в интервью телеканалу «Россия-24». На данный момент, напомним, выполнены уже два этапа модернизации Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) железнодорожных магистралей. К третьему этапу работ должны были приступить в 2025-м году. План этих работ был утвержден еще весной прошлого года.

«Доходы снизились, мы балансируем вопрос нашей инвестпрограммы, работы «Российских железных дорог». Соответственно, сроки [модернизации Восточного полигона] будут уточняться, в том числе и по третьему этапу», — отметил Олег Белозеров.

Он подчеркнул, что «РЖД» могут строить только на те деньги, которые зарабатывают, в то время как сейчас объем грузовых перевозок «очень серьезно» снизился.

«Наши грузоотправители говорят, что разные внешнеэкономические факторы влияют на эту ситуацию», — пояснил глава ОАО «РЖД».

«Мы продолжаем определенный объем работ производить, — добавил он. — Сделаны заделы: у нас 82 участка спроектированы для того, чтобы в дальнейшем можно было строить».

Падение грузовых перевозок

По итогам I полугодия 2025-го года, погрузка на сети «РЖД» снизилась до 554,5 млн. тонн, что на 7,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Однако в 2024-м году тоже наблюдалось падение объемов — на 4,1% по сравнению с 2023-м годом. Равно как и в 2023-м году — на 0,2% меньше, чем в 2022-м году, а в 2022-м году — на 3,8% меньше, чем в 2021-м году.

В принципе, проседание грузовых объемов на сети «РЖД» началось как раз таки с 2022-го года, когда были введены масштабные санкции в отношении РФ. То есть действительно можно сказать, что тенденция в какой-то мере обусловлена и внешнеэкономическими факторами.

Модернизация Восточного полигона

Подготовить подробный план-график мероприятий по расширению Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей президент РФ Владимир Путин поручил еще в июле 2013-го года.

В дальнейшем работы разделили на три этапа.

О завершении первого этапа «РЖД» объявили в 2022-м году. Тогда общая провозная способность железных дорог в восточном направлении увеличилась до 144 млн. тонн в год.

Второй этап программы с показателем роста до 180 млн. тонн грузов в год был рассчитан до конца 2024-го года.

К третьему этапу модернизации Восточного полигона должны были приступить в 2025-м году, план этих работ уже утвердили в мае прошлого года. В соответствии с ним, к 2030-му году провозная мощность железных дорог должна была увеличиться до 210 млн. тонн, а к 2035-му годудо 270 млн. тонн грузов в год.