Итоги недели: в России усиливают, ускоряют и упорядочивают границу
25 августа 2025 г.09:00

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
Сразу уточним: это не то, о чем вы подумали. Речь идет о мерах, предпринимаемых для того, чтобы ускорить пересечение границы, сделать это пересечение более упорядоченным, но при этом не утратить контроль за процессом. Так, в частности, электронную очередь для грузовиков продолжают зачищать от ботов, таможенным органам дают дополнительные полномочия, а на подъезде к пунктам пропуска обустраивают специальные модули для проверок. Ну, а теперь обо все об этом подробнее...
Чистка электронной очереди
Ситуация эта длится чуть ли не с самого запуска системы в сентябре 2023-го года и перевозчикам, естественно, она очень хороша знакома, но все равно вкратце обрисуем суть.
На самом популярном китайском направлении — в МАПП «Забайкальск» — всю электронную очередь заполонили боты.
Ну, потому что направление популярное. Так, спрашивается, почему бы на этом не заработать?..
В итоге, из-за того что эти самые боты молниеносно расхватывают свободные слоты, электронная очередь, которая считается бесплатной, превращается в платную услугу. Как рассказывают перевозчики, от 15 тыс. до 30 тыс. рублей за один слот.
И эти деньги перевозчикам приходится платить (поскольку место в системе все-таки получить надо — без него пересечение границы, по правилам, невозможно) или самим использовать специальные программы для своевременного перехватывания брони.
Потому что самостоятельно в таких условиях зарезервировать дату и время пересечения границы в МАПП «Забайкальск» практически нереально.
Но сейчас, наконец-то, в Министерстве транспорта по истечении двух лет заинтересовались этой проблемой.
Как недавно отчитались в ведомстве, для ее решения из системы уже исключили перевозчиков, не имеющих международного допуска (действительно, зачем им быть в системе, если международные перевозки они все равно выполнять не могут, и почему на это только сейчас обратили внимание?).
Кроме того, в электронной очереди заблокировали около 600 личных кабинетов, отличающихся подозрительным поведением.
Ну, и плюс к этому, продолжается тестирование специальных защитных программ от ботов.
А с 1-го сентября за использование ботов ко всем пользователям начнут применять временную блокировку.
Оно, конечно, хорошо, но есть опасения, что на первом этапе могут пострадать и добросовестные перевозчики, которые в сложившихся условиях были вынуждены преступить правила...
Дополнительные полномочия таможни
С 1-го сентября 2025-го года таможенные органы смогут также проводить первичный ветеринарный, фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль, что, естественно, должно ускорить общее время пересечения границы.
Правда, такие преференции будут действовать в избранных пограничных переходах. И количество этих переходов (а они уже известны) довольно мало — всего 13 пунктов пропуска: шесть — автомобильных, четыре — железнодорожных и три — воздушных.
Просто перечислим их здесь.
• Автомобильные: МАПП «Вяртсиля» (граница с Финляндией), МАПП «Куничина Гора» и МАПП «Шумилкино» (граница с Эстонией), МАПП «Мамоново» (граница Калининградской области с Польшей), МАПП «Тагиркент-Казмаляр» и МАПП «Яраг-Казмаляр» (граница с Азербайджаном).
• Железнодорожные: «Забайкальск» и «Нижнеленинское» (граница с Китаем), «Наушки» и «Соловьевск» (граница с Монголией).
• Воздушные: «Кольцово» (Екатеринбург), «Центральный» (Омск) и «Иркутск».
Впрочем, можно полагать, что впоследствии в этот перечень включат и другие пункты пропуска.
Новые модули для контроля
Ространснадзор обустраивает систему модульных контрольных пунктов на границе со странами ЕАЭС, то есть на границе с Беларусью и Казахстаном (потому что с Кыргызстаном и Арменией Россия не граничит).
Модули, которые будут находиться непосредственно на подъезде к границе, главным образом предназначены для проверок грузового транспорта.
Здесь, в частности, проконтролируют соблюдение водителем режима труда и отдыха, проверят его на другие допущенные на дорогах нарушения, попросят предъявить «дозволы» и транспортные накладные и убедятся, что транспортное средство находится в должном техническом состоянии.
По сути, это будут дополнительные посты Ространснадзора.
Вот только если на дорогах водители грузовиков встречаются с выборочным контролем, то с внедрением новых модулей в ведомстве получат возможность просеивать весь транспортный поток, следующий к границе с Беларусью и Казастаном, и тем самым значительно усилить надзор за международными перевозчиками.
На данный момент, кстати, три таких модуля уже оборудованы на границе с Казахстаном.
...
Желаем всем продуктивной работы! Оставайтесь всеми с нами следить за тенденциями в мире логистики и транспорта!