Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Губернатор Калининградской области: Новые железнодорожные паромы обеспечат транспортную безопасность Калининграда

25 января 2019 г.14:55

Новые железнодорожные паромы обеспечат транспортную безопасность Калининграда

Новые железнодорожные паромы для линии «Балтийск-Усть-Луга», строительство которых планируется до 2022-го года, обеспечат транспортную доступность и безопасность Калининградской области и снизят негативное влияние на регион тарифной политики иностранных государств. Такое мнение высказал ТАСС в пятницу, 25-го января, губернатор области Антон Алиханов в ответ на вопрос, какой экономический эффект получит регион от запуска новых паромов.

Ранее, 23-го января, в Москве на совещании по вопросам реализации Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020-го года вице-премьер Виталий Мутко попросил просчитать экономический эффект от запуска судов как для региона, так и для России, чтобы снять «все разногласия по этому вопросу».

Калининградская область — анклав, поэтому перевозка грузов в российский регион осуществляется через Литву и Беларусь. Сейчас на паромной линии «Балтийск-Усть-Луга» курсируют паромы «Амбал» и «Балтийск», которые перевозят около 1,5 млн. тонн грузов в год (около 30% грузооборота области).

«Планом обеспечения транспортной доступности Калининградской области, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации, предусмотрено строительство двух паромов для линии «Балтийск-Усть-Луга» до 2020-го года, стоимостью каждого более 5 млрд. рублей. Это позволит обеспечить бесперебойное паромное сообщение Калининградской области с остальной территорией Российской Федерации, что является государственно важной задачей обеспечения транспортной безопасности, а также обеспечения единого экономического пространства», — сказал Антон Алиханов.

Губернатор обратил внимание на то, что сейчас область зависит от тарифной политики третьих стран, через территории которых осуществляется сухопутная доставка грузов из российских регионов и обратно.

Паромная линия перегружена

Как рассказал председатель Комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской областной думы Александр Никулин, на сегодняшний день региону недостаточно действующих мощностей паромной переправы. Новые паромы должны решить эту проблему. «Тех мощностей морской переправы, которая действует, явно недостаточно, она перегружена», — сказал он.

С ним согласен и член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Леонид Степанюк. Он добавил, что паромы, которые работают на линии сейчас, давно устарели и нерентабельны. «Скорость низкая, стоимость топлива высокая, мореходность не современная. Паромы ломаются регулярно: то один, то оба становятся на ремонт, при этом они загружены на 100% и даже больше, линия востребована», — отметил Леонид Степанюк.

Новые современные паромы, по его словам, обеспечат стабильную работу линии, снизят сроки доставки грузов по морю, что увеличит и грузопоток, и интерес владельцев грузов к этому маршруту. «Эти паромы нужны были уже пять-десять лет назад, потому что уже тогда проблемы были», — констатировал эксперт.

Прозрачные тарифы

Еще одна проблема, которую поможет решить введение в строй новых паромов, — формирование прозрачной тарифной политики на грузоперевозки, которую установит государство. Сейчас грузоотправители области зависят от тарифной политики иностранных государств, по чьей территории они отправляют грузы. Депутат Александр Никулин отметил, что если тарифная политика Беларуси в вопросах транзитных железнодорожных перевозок в область предсказуема и согласуется с российской, то Литва устанавливает тариф в швейцарских франках «и он может как угодно расти или падать». «Чтобы наша позиция была сильнее по тарифам, альтернативные возможности перевозок в область должны существовать», — сказал он.

Леонид Степанюк, в свою очередь, отметил, что новые паромы помогут «забрать на себя» часть грузов, которые сейчас идут транзитом по железной дороге через Литву. По оценке эксперта, доставка грузов в Калининград через территорию Литвы по железной дороге делает каждую тонну дороже «примерно на 20 долларов», появление стабильной альтернативы позволит сбалансировать ситуацию. «Литва гибко действует, например, когда мы запустили первые железнодорожные паромы, она резко уронила ставки и тарифы на особо значимые грузы, на наливные, например», — пояснил он.

Эффект для Ленинградской области

Существенный экономический эффект от запуска новых паромов в Балтике ожидают и в Ленинградской области. «Модернизация грузовой паромной линии между портом Усть-Луга в Ленинградской области и Калининградской областью — важная составляющая в вопросах транспортного развития Северо-Запада. Усть-Луга сегодня является крупнейшим портом на Балтике, главным портом Ленинградской области. Большое значение придается развитию промышленной зоны вокруг него», — сообщили в пресс-службе губернатора и Правительства региона.

Кроме того, для Ленинградской области экономический эффект будет ощутим и при строительстве нового парома. «Поскольку он (первый паром в рамках проекта – прим.) будет строится на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» (г. Шлиссельбург, Кировский район – прим.), предприятие получит крупный заказ и будет обеспечено работой», — добавили в пресс-службе.

Грузы и паромы

По данным Калининградской железной дороги, объем внутрироссийских перевозок в Калининградской области составляет порядка 6 млн. тонн в год (3,5 млн. тонн — ввоз и 2,5 млн. тонн — вывоз). Два новых парома смогут обеспечить перевозку 2 млн. тонн грузов.

По данным областного Правительства, планом обеспечения транспортной доступности региона предусмотрено строительство двух паромов для линии «Балтийск-Усть-Луга» стоимостью более 5 млрд. рублей каждый. Контракт на строительство одного из них с финансированием из внебюджетных источников должен быть заключен между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» со сроком окончания работ в декабре 2020-го года. Судно усиленного ледового класса будет строиться по проекту CNF19M для Балтийского моря.

Строительство второго парома планируется за счет средств федерального бюджета.

Паромная переправа «Балтийск-Усть-Луга» обеспечивает поставки грузов в Калининградскую область из России и обратно, минуя территории третьих стран.