Главный тренд года: логистика неизбежно переходит в режим мультимодальности

11 декабря 2025 г.17:00

Логистика неизбежно переходит в режим мультимодальности

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Мультимодальные, с использованием различных видов транспорта, цепочки доставки товаров уже давно стали отличительной чертой современной логистики. Однако в последние годы тренд на мультимодальность в России усилился, отмечает руководитель отдела продаж логистической компании «Фрэйт Логистик Групп» Александр Токарев. По его словам, этому способствует совокупность целого набора факторов — геополитических, географических, экономических и пр. О том, какие это факторы и почему сейчас не следует «замыкать» доставку товаров на один вид транспорта, эксперт рассказал Международной логистической платформе Trans.ru.

Опыт работы в логистике наглядно демонстрирует, что любая цепочка остается уязвимой, если опирается только на один канал, отмечает Александр Токарев. Слишком высока зависимость: погодные аномалии, перебои в портовой обработке, дефицит пропускной способности на отдельных переходах, геополитическая нестабильность, забастовки, изменения тарифов и даже банальные технические сбои способны полностью остановить грузопоток.

Мультимодальный подход дает возможность быстро перенаправлять потоки и сохранять ритмичность доставки даже в условиях внешних потрясений.

По словам эксперта, немалую роль играет и география.

«Есть направления, которые физически не могут обслуживаться единственным видом транспорта. Например, северные регионы, зоны со слабой дорожной инфраструктурой, сезонные ограничения, весенняя и осенняя распутица — все это делает автомобильное сообщение нестабильным. В других случаях недоступна железная дорога, но есть морские линии — и, наоборот, многие регионы очень далеки от портов. В итоге, только комбинация маршрутов позволяет выстроить гарантированную доставку в течение всего года», — поясняет руководитель отдела продаж логистической компании «Фрэйт Логистик Групп».

Не менее важно учитывать экономику перевозок, продолжает он. Каждый вид транспорта эффективен в своей зоне.

Так, морские линии остаются самым экономичным вариантом на длинных плечах, но и самым медленным. Железная дорога обеспечивает более высокую скорость и стабильность на внутренних и трансконтинентальных маршрутах. Автомобильная доставка закрывает «последнюю милю», обеспечивая гибкость и точность.

Отдельно Александр Токарев выделяет инфраструктурный фактор.

«Российская логистическая карта неоднородна: где-то перегружены автопереходы, где-то испытывают дефицит мощности железнодорожные узлы, а порты работают на пределе пропускной способности. При этом мощности других каналов нередко остаются недоиспользованными. Мультимодальные схемы позволяют перераспределять нагрузку и избегать «узких» мест», — подчеркивает эксперт.

«Комбинируя разные виды транспорта, логистика получает возможность сохранять баланс стоимости, сроков и устойчивости поставок, а также минимизировать риски и проявлять гибкость, когда это необходимо. В свою очередь, для клиента это означает решение поставленных задач с соблюдением сроков и прочих условий», — подытоживает он.

Почему в 2025 году тренд на мультимодальность усилился?

В этом смысле можно выделить сразу несколько факторов, говорит представитель логистической компании «Фрэйт Логистик Групп».

Введение новых ограничений для судов, работающих с Россией. Это увеличило риски и, соответственно, ставки фрахта. Одновременно с этим уменьшилось число доступных судов, потому перевозчикам пришлось перераспределять потоки с участием наземного транспорта.

Широкая сеть маршрутов по доставке грузов из Китая в Россию, сформированная в 2024-2025 годах. Это дает перевозчикам определенную свободу выбора для составления оптимального пути, включая мультимодальные варианты.

Усиление строгости досмотра грузов, идущих в Россию, в транзитных странах. Так, например, в Казахстане из-за доскональных проверок уже не раз образовывались очереди на пограничных переходах. В таких случаях для избежания задержек перевозчики ищут схемы обхода проблемных участков с привлечением мультимодальных цепей.

Активное освоение новых маршрутов в 2025-м году. Это и маршрут «Север-Юг» между Россией, Ираном, Индией и странами Персидского залива, и планомерное расширение возможностей Северного морского пути.

Что является ключевым звеном в организации мультимодальной доставки?

Важным звеном в мультимодальных цепях являются специализированные хабы, подчеркивает Александр Токарев. Их эффективность определяется цифровизацией процессов (включая электронные системы учета), четким планированием, наличием современного перегрузочного оборудования и квалифицированного персонала.

«Особенно эффективна контейнерная стандартизация: груз можно передавать между видами транспорта без перетарки, что снижает риски повреждения или кражи и значительно ускоряет обработку», — поясняет эксперт.

По его словам, в России наиболее развитыми мультимодальными хабами являются крупные порты в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Новороссийске, Находке и Балтийске, а также железнодорожные узлы, в том числе Забайкальск и терминалы Московского и Санкт-Петербургского направления. Кроме того, существенную роль играют и автомобильные СВХ, которые обеспечивают быструю обработку внутренней дистрибуции.

Таким образом, логистика неизбежно переходит в режим мультимодальности, заключает руководитель отдела продаж логистической компании «Фрэйт Логистик Групп». Только гибридные маршруты дают устойчивость в условиях нестабильности, позволяют управлять сроками, минимизировать риски и контролировать затраты.