bell

Новости

ФАС ищет способы построить операторов

20 Декабря 2017

ФАС требует от ОАО «РЖД» существенно расширить функционал электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» и до 1-го апреля в режиме реального времени начать раскрывать информацию (кроме гостайны) о доступных порожних полувагонах с указанием операторов.

Сначала необходимо снять законодательные барьеры

По данным представителя одного из операторов, есть сомнения в том, что такие указания могут быть реализованы на практике в столь короткие сроки.

В ОАО «РЖД» внедрена специальная программа (АС РПФП – все дороги), которая позволяет в процессе работы поочередно подключаться к дорожным серверам. Она позволяет при формировании справочно-аналитической информации по выбранным станциям, участкам, дорогам визуально отображать информацию о вагонопотоках на электронной карте сети железных дорог. Можно организовать доступ к данной функции в качестве дополнительного приложения к АСУ операторов. Это упростит восприятие информации и повысит быстроту и качество принимаемых управленческих решений для распоряжения парком вагонов.

ФАС ищет способы повысить качество управления парком вагонов

Однако для этого необходимо предусмотреть функцию управления доступом к информации для подключенных пользователей системы. Причем с учетом наличия множества субарендаторов (они имеют дополнительные признаки, которые могут быть различимы из единой управляющей структуры). На данный момент законодательство не предусматривает подключение пользователей предприятий — собственников вагонов — к информационным ресурсам АС РПФП – все дороги.

Выход на электронную площадку — дело добровольное

Для того чтобы раскрыть данные о том, готов ли порожний вагон к подаче под заказ, необходимо раскрывать коммерческие данные, на что требуется согласие собственника и субарендатора вагона.

Таким образом, от ОАО «РЖД» потребуется не только солидная подготовительная работа в техническом плане, но и решение целого ряда правовых вопросов.

Также ФАС требует от ОАО «РЖД» к февралю обеспечить реализацию стимулов для операторов к предложению полувагонов на ЭТП ГП по сравнению с иными способами заявок. Однако у ОАО «РЖД» нет способа заставить кого-то из операторов размещать данные о вагонах на ЭТП ГП. Поэтому, как заметил представитель крупного грузоотправителя, сейчас ЭТП ГП более всего похожа на лотерею: нужно сидеть и методично нажимать кнопку, но не факт, что при этом выпадет возможность получить свободный вагон.

Закон не обязывает операторов публично раскрывать коммерческую информацию, а предоставление преференций для пользователей ЭТП ГП противоречит принципу равнодоступности инфраструктуры, которую должно обеспечивать ОАО «РЖД».

Решение ФАС может заставить операторов раскрывать свои коммерческие данные

Кроме того, подвижной состав может быть зарезервирован под выполнение долгосрочных контрактов. Правда, ФАС требует отказаться от заключения агентских договоров с 1-го февраля. Но это не улучшит работу сети РЖД, а только затруднит маршрутные перевозки.

За чей счет банкет?

ФАС также требует от ОАО «РЖД» до 1-го апреля разработать и согласовать с ней правила работы резервного парка для покрытия дефицита. А с 1-го июля, следует из предписания ФАС и проекта приказа, следует вывозить все предъявленные к перевозке грузов, в том числе при помощи покупки резервного парка.

Однако для этого сначала на правительственном уровне необходимо решить, за чей счет приобретать дополнительные вагоны. Например, по подсчетам операторов, закупка 10 тыс. полувагонов равна 2% дополнительной индексации тарифа ОАО «РЖД». А сколько вагонов потребуется — методики расчетов пока нет. И расчетов того, как это отразится на дальнейшем развитии сети железных дорог, — тоже.

Как полагают участники рынка железнодорожных перевозок, подобный проект приказа ФАС может привести к дискриминационным условиям для операторов, работающих по прямым договорам с грузоотправителями. Вмешательство ФАС ограничит конкуренцию на операторском рынке. Это может привести к непредсказуемым последствиям.