Для российских перевозчиков расширили программу льготного лизинга тягачей, но они нуждаются в большей поддержке
18 декабря 2023 г.15:58
Пресс-служба ПАО «КамАЗ»
В ноябре Правительство РФ дополнительно профинансировало льготный лизинг седельных тягачей отечественного производства на 2,5 млрд. рублей. Тогда же подняли и максимальный размер субсидии на такие транспортные средства — с 625 тыс. до 850 тыс. рублей. Представители отрасли отмечают, что принятые меры позволят закупить еще до 5 тыс. российских тягачей в следующем году, снизить ежемесячный лизинговый платеж и освободить средства на приобретение дополнительной техники. Однако вместе с тем они подчеркивают, что необходимы также меры государственной поддержки для снижения расходов на эксплуатацию и обслуживание грузовиков, которые за год выросли на 35%.
В ноябре Правительство РФ расширило поддержку государственной программы льготного лизинга «Российский тягач», предусмотрев еще 2,5 млрд. рублей на текущий год и выделив субсидирование этой категории техники в отдельную строку финансирования, отмечают в компании NATCAR. Ранее приобретение магистральных тягачей субсидировали из общего лимита — отдельный бюджет на это не выделялся.
При этом максимальный размер субсидии по договорам лизинга седельных тягачей увеличили с 625 тыс. до 850 тыс. рублей. Единственное, прежде лимит льготного финансирования мог достигать 12,5% от стоимости техники, теперь — не более 10%.
Расширить же программу «Российский тягач», увеличив ее финансирование и размер субсидии, предложили сами игроки рынка. В мае с такой инициативой выступил глава Комитета по транспортной логистике «Деловой России», заместитель директора «ПЭК» Вадим Филатов на встрече общественной организации с Владимиром Путиным.
Снижение расходов на закупку техники
Как уточнили в Комитете по транспортной логистике «Деловой России», сейчас по дорогам России перемещается более 300 тыс. тягачей, однако средний возраст автопарка составляет около 18 лет. С 2020-го года многие крупные перевозчики практически не закупали новую технику. В итоге, средний пробег грузовика достигает 1 млн. км, автопарк большинства компаний устарел, рассказывают в компании Dentro.
Поэтому в последнее время перевозчики ускоренными темпами приобретают новую технику, отмечает Вадим Филатов. По словам генерального директора «ГЛТ» Павла Горбунова, новые грузовики срочно нужны в том числе и потому, что спрос на внутрироссийские автоперевозки в первом полугодии вырос на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако за два года стоимость отечественных тягачей выросла в два раза — с 6 млн. до 12 млн. рублей. «Это связано с повышением производственных и логистических расходов, а также с ростом спроса на технику», — поясняет генеральный директор компании NATCAR Илья Саттаров.
Таким образом, благодаря увеличению субсидии перевозчики могут снизить расходы, высвободить денежные средства и дополнительно закупить 5 тыс. отечественных тягачей в следующем году, говорит Вадим Филатов.
Кроме того, за счет субсидии уменьшается итоговая стоимость автомобиля, а вслед за этим — и ежемесячный лизинговый платеж, подчеркивает Илья Саттаров.
Одной из первых в России обновленной программой поддержки воспользовалась компания DIAZAN, закупив 40 тягачей марки «КаМАЗ». Вслед за ней о планах приобрести отечественные грузовики заявили и в «ГЛТ».
Рост расходов на эксплуатацию грузовиков
Увеличение размера субсидии, конечно, помогает снизить расходы на закупку техники, однако одновременно с этим компании столкнулись с резким ростом стоимости эксплуатации и обслуживания тягачей, отмечает генеральный директор ГК DIAZAN Динар Хабибуллин.
По его словам, за полтора года ФОТ водителя грузовика увеличился на 50-100%. По данным «Авито Работа», средний уровень зарплаты этой категории сотрудников в России по состоянию на октябрь составил 124 714 рублей.
В свою очередь, в «Авто-ПЭК» напоминают, что за полтора года значительно выросла и стоимость запчастей — на 20-50%, а по некоторым категориям, таким как автошины, — до 100%. Увеличились также расходы на техническое обслуживание транспорта — на 30% год к году. «С начала 2023-го года цены стабилизировались, но, конечно, не вернулись к исходным значениям», — поясняет заместитель директора «ПЭК».
Кроме того, подорожало и топливо: розничная стоимость дизельного топлива, согласно данным «Росстата», с начала года выросла на 9,7%, до 64,06 рубля за литр, а бензина — на 8,2%, до 50,66 рубля за литр АИ-92 и до 55,34 рубля за литр АИ-95.
Из-за всех этих факторов в первом полугодии 2023-го года себестоимость грузовых перевозок уже увеличилась на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорят в компании «ГЛТ». По прогнозам Вадима Филатова, в следующем году расходы перевозчиков продолжат расти, а за ними продолжат расти и тарифы на их услуги.
«Уже 1-го января 2024-го года вступит в силу закон, устанавливающий необлагаемую налогами выплату суточных, полевого довольствия и других компенсаций сотрудникам, работа которых имеет разъездной характер, в размере 700 рублей, — напоминает Динар Хабибуллин. — Но этой суммы недостаточно для оплаты проживания, питания и других расходов водителя в рейсе».
Как следствие, из-за введения ограничений на суточные, в следующем году себестоимость перевозки может вырасти еще на 10-15%.
«Чтобы избежать «устаревания» автопарка и нехватки транспортных средств для доставки грузов по всей стране, важно разработать единую программу финансовой поддержки для транспортных компаний. Одна из возможных мер — дополнительное субсидирование на приобретение крупных партий, от 20 единиц техники», — заключает Вадим Филатов.