Чтобы устранить разрыв в коридоре «Север-Юг»: регионы Поволжья предлагают продлить железнодорожную ветку «Зеленый Дол – Яранск»
25 июня 2025 г.15:37

Пресс-служба ОАО «РЖД»
Чтобы устранить разрыв в железнодорожном коридоре «Север-Юг» и увеличить товарооборот, необходимо продлить железнодорожную ветку «Зеленый Дол – Яранск» до Котельнича. Как отмечает ТАСС, с таким предложением выступили власти Республики Марий Эл, Татарстана и Кировской области. Продление железной дороги позволит соединить две ветки Транссибирской магистрали и обеспечить выход на Архангельск, что даст возможность выгодно возить грузы между Волгой и Белым морем.
На данный момент существующая железнодорожная линия «Зеленый Дол – Яранск», которая проходит по территории Татарстана, Марий Эл и Кировской области, является тупиковой. Однако ее продление до станции «Котельнич» в Кировской области позволит соединить северную и южную железнодорожные ветки Транссибирской магистрали по линии «Казань – Йошкар-Ола – Киров».
«Коллеги из Марий Эл вышли с предложением продления железной дороги, которая идет от Йошкар-Олы до нашего Котельнича, чтобы тем самым соединить две ветки Транссиба. Если будет построена эта ветка (всего более 100 км), путь от Казани до Архангельска сократится примерно на 12 часов, будет выгодно возить грузы между Волгой и Белым морем», — рассказал об инициативе губернатор Кировской области Александр Соколов.
«Сейчас дорога идет в обход, это невыгодно с точки зрения экономики. Вопрос [о продлении железнодорожной ветки] находится в проработке, он пока не стоит в повестке [на ближайшее время], но план перспективно существует и в нем заинтересованы, по крайней мере Татарстан, Марий Эл и Кировская область», — подчеркнул он.
Как уточнили в Правительстве Марий Эл, вопрос продления железнодорожной линии «Зеленый Дол – Яранск» до станции «Котельнич» уже включен в постановление российского парламента по итогам проведения Дней Республики Марий Эл в Совете Федерации.
Сейчас рассматриваются два возможных варианта прохождения железной дороги: по кратчайшему пути, параллельно автомобильной трассе регионального значения Р-176, или через город Советск. Правда, во втором случае протяженность линии будет больше.
Таким образом, стоит отметить, новый железнодорожный маршрут упростит регионам Приволжского федерального округа (ПФО) выход к Северному морскому пути. Кроме того, благодаря тому что через эти регионы протекает Волга, которая впадает в Каспийское море, на транспортном коридоре «Север-Юг» можно будет организовывать мультимодальные перевозки с использованием железнодорожного и речного транспорта.
Тем более что оба этих транспортных коридора — «Север-Юг» и Северный морской путь — являются приоритетными для России, находящейся в условиях санкционных ограничений.